Контакты

Общение на детской площадке. Драка на детской площадке: быть или не быть?

Стайки мам с колясками или уже подросшими снующими детишками на детских площадках – привычная для нас картина. Свежий воздух, возможность подвижных игр и, конечно же, непринужденное общение. И не важно, что именно обсуждается при этом на площадке: материнский и супружеский опыт, ссоры, примирения, высокие сферы, — обсудить можно все, что угодно. Но каковы же подводные камни этого взаимодействия воздуха, солнца, игр, мам и малышей?

Мамина детская площадка.

Современная женщина, стремящаяся успеть все, имеющая достаточно свободы, сил и возможностей действовать, самосовершенствоваться, отдаваться творческим взлетам, радости общения, путешествиям и многому, чем так щедро делится с нами современный мир, становится матерью. И не успев свыкнуться с этой ролью, она обнаруживает, что рамки этого искрящегося, разнообразного мира сужаются до размеров квартиры, прилегающего двора и молочной кухни. Творческие порывы — до выбора бутылочек и перестановки кроватки. Темп жизни в корне меняется. Преуспевающие подруги заглядывают все реже, и ты чувствуешь, как неизбежно отдаляешься от их суетных проблем, и замечаешь, что и им не очень интересны твои бесконечные рассказы о достижениях маленького человечка и о муках его рождения. Переплетаясь между собой, эти трудности складываются в незамысловатый серый узор — возникает ощущение одиночества, отягощенное постоянной усталостью и навалившимся грузом проблем. На первый план выходит острая потребность в понимании и сочувствии. Прогулки с ребенком в подобной ситуации уже выступают не столько в оздоровительной и обязательной роли, сколько в спасительной и отвлекающей. В первую очередь, женщина входит в круг мам, вовлеченных в те же самые тяготы и в те же самые радости, что и она сама. Наконец-то появляется возможность выговориться, обсудить самые животрепещущие темы, побыть внимательным слушателем и мудрым советчиком, ибо ничто так не отвлекает от собственных проблем, как желание и возможность помочь другому. Зачастую объективный взгляд на проблемы того, кто находится рядом, дарит нам мудрость переоценить собственные переживания, выйти за рамки своей «неразрешимой» проблемы и увидеть, что открытых дверей немало и выпутаться из паутины трудностей не так уж и сложно. Кроме того, общение на детской площадке дает возможность молодым, неопытным мамам пройти целую школу по уходу и воспитанию ребенка, избавляя их, таким образом, от растерянности и вселяя уверенность, что материнство им не только под силу, но и в радость. Случается, что такие встречи играют роль легкого, не отягощенного глубоким смыслом общения. Это тоже очень важно в условиях постоянной занятости и озабоченности домашними делами. Приятное времяпрепровождение, отчасти ничегонеделание необходимо загруженным мамам как отдых, как некоторая релаксация, возможность без лишних умствований просто посмеяться от души, посплетничать обо всем на свете, обменяться журналами, — словом, позволить себе то, что так часто недоступно мужскому пониманию. Многогранность взаимодействия женщин на обычной прогулке с детьми может повернуть развитие их взаимоотношений в дальнейшем в более серьезную сторону. Зачастую случайное знакомство ложится в основу крепкой долгой дружбы не только между мамами или детьми, но и между целыми семьями. В основе этой дружбы лежит не просто приятное времяпрепровождение — эти отношения, подкрепленные схожими убеждениями, ощущением надежности, взаимовыручки, восприятием чужого горя и радости, как своих собственных, прочно входят в систему ценностей семьи. Такие семьи сообща решают, в какой сад или школу отдавать детей, проводят вместе досуг, отмечают праздники, покупают рядом дачи, вместе отдыхают во время отпуска. Оказавшись впервые на детской площадке, новой обитательнице не стоит стесняться и простаивать в стороне. Не бойтесь общаться — общение приносит много радости и пользы. Берите инициативу в свои руки и делайте первый шаг. На площадке обязательно найдется именно тот человек, с которым вам будет интересно, и знакомство с которым принесет вам массу положительных эмоций.

Территория малышей.

Детская площадка — это модель улицы. Здесь дети учатся уступать, завоевывать, побеждать и достойно проигрывать. Великодушие соседствует с ревностью, упрямство с желанием познакомиться. Здесь зарождается первая дружба, а иногда даже первая, такая трогательная, детская любовь. Не забывайте — дети на площадке не только постигают азы общения друг с другом. Они видят и ваше общение, учатся у вас, и более того, у них на подсознательном уровне под влиянием вашего общения с другими мамами закладываются именно те поведенческие модели, которыми дети будут руководствоваться во взрослой жизни. Необходимо также помнить, что любое проявление вашего поведения является «разрешением» для ребенка вести себя точно так же. «Если эти могучие и всемогущие взрослые поступают именно так, значит так надо, значит, и я должен поступать так же» — вот как откликается ваше поведение в ребенке. Именно по этой причине в первую очередь, а также по множеству других вполне очевидных причин необходимо всегда соблюдать культуру общения.

Избежать неизбежного.

Нередко на детской площадке возникают конфликты между детьми и, как следствие, между их мамами. Причины могут быть самыми разными — от сломанной игрушки до занятых не вовремя качелей. Случается, что такие стычки заканчиваются руганью взрослых и плачем детей. Прежде всего, мамы должны уметь предупреждать конфликт, не дожидаясь его начала. Это самый легкий вариант, только о нем обычно забывают заболтавшиеся женщины. Привычная картина — увлекательный диалог двух собеседниц прерывается истошным детским ревом. Кто прав, кто виноват, выяснить почти невозможно. Маленькие дети не владеют навыками эффективного выхода из конфликтной ситуации, над детьми еще не довлеют моральные установки, что младшим или девочкам надо уступать. Ими движет «Я хочу», и в момент, когда малыши разругались, самое непродуктивное, что вы можете сделать — это попытаться что-то им объяснить и как-то их повоспитывать. Гораздо проще было бы поймать момент, когда обстановка еще только начинала накаляться, и просто отвлечь детей. Для этого полезно носить с собой игрушки, о которых ваш ребенок забыл или не знает, и которые смогут быть интересны ему или другим ребятам. Что бы ни случилось и как бы ни был расстроен ваш малыш, вы должны четко знать, что ни при каких обстоятельствах вы не должны повышать голос и, тем более, поднимать руку на чужого ребенка. Как, впрочем, и на своего. Ваша задача — удалить своего малыша из зоны конфликта и успокоить, параллельно призвав к тому же самому маму второго хулигана. На площадке будет порядок, если каждая мама будет внимательно следить за своим ребенком и отвечать за свои и его действия и поступки, учитывая интересы окружающих. Всегда можно мирно решить любую проблему. Если ребенок сломал чужую игрушку, его мама должна либо предложить что-то взамен, либо продемонстрировать свою готовность починить или материально компенсировать поломку. Бессмысленно кидаться с обвинениями на ребенка, ломающего игрушки или вступающего в драку. Он все равно не сможет объяснить, почему он это делает. Он этого не знает. В нем накопились деструктивные тенденции, неотреагированная агрессия, которую ему необходимо выплеснуть. И если вы заметили, что ваш ребенок стал часто проявлять агрессивные склонности, не ругайте его, а отведите к детскому психологу, чтобы он помог вам понять источник нарастающей агрессии, а ребенку выплеснуть накопившиеся эмоции в безопасное русло. К сожалению, зачастую мамы общаются отдельно, а дети в песочнице — отдельно. Маленький ребенок сам не поймет, что некрасиво три часа подряд занимать качели, и маленький ребенок не знает, что нельзя бить того, кто три часа подряд занимает качели. У них не развито чувство эмпатии, в возрасте до трех лет ребенок «имеет право» на эгоизм, потому что альтруизму он еще не способен научиться. Поэтому в конфликтах малышей виноваты мамы, которые вовремя не заметили, вовремя не отвлекли, не успокоили и допустили, чтобы ситуация дошла до плача и драки, а в некоторых случаях и до травм. Но что же делать, если вы замечаете, что поведение другого ребенка или его мамы регулярно создает напряженную ситуацию, и вы понимаете, что надо вмешаться, но не хотите обострения отношений? Вы должны уметь тактично и бесконфликтно предъявить претензию.

Предъявление претензии.

Прежде всего необходимо, мягко и дружелюбно извинившись за вмешательство, выяснить готовность вашей собеседницы выслушать вас, узнать, есть ли у нее время или стоит перенести этот разговор на следующий раз. Если она не хочет идти на контакт, лучше просто на какое-то время отдалиться от этого человека. Ни в коем случае нельзя давать оценки ситуации и переходить на личные оскорбления или обвинения. Разговор должен начинаться следующим образом: «У нас с вами возникла проблема». Это объединяющее «мы» — мощное оружие в любых человеческих взаимоотношениях. Когда звучит слово «мы» — это верный шаг к примирению. Вы должны просто описать ситуацию, как вы ее видите, конкретизируя, а не вдаваясь в обобщенные рассуждения («Ваш ребенок всегда так делает», или «Вы никогда за ним не следите»). Локализуйте проблему — тогда-то там-то я заметила, что с нашими детками произошло то-то. Поинтересуйтесь, как видит эту ситуацию ваша обидчица, постарайтесь посмотреть на конфликт ее глазами. Покажите ей, что в определенных аспектах вы ее понимаете, ведь в чем-то другая сторона обязательно окажется права, и в чем-то вы разделяете ее мнение, а в чем-то не согласны, при этом аргументированно обоснуйте свою точку зрения. И на этом этапе опять звучит: «Мы». Вы должны найти точки объединения, должны предложить вместе искать выходы из создавшейся ситуации. Вы должны демонстрировать готовность к сотрудничеству с этим человеком и способность выслушать, понять и проанализировать все его предложения по разрешению вашего конфликта. Но далеко не всегда мы сами бываем правы. И лавку нашу заняли, и игрушки наши раскидали, и качели нам не уступают вот уже второй час. И мы сами порой цепляемся по мелочам, взрываемся, а наши маленькие копии дерутся и капризничают, и эпицентром взрыва на площадке может оказаться любая из нас. В таком случае с претензиями идут к нам. И мы должны, справившись с раздражением, быть способны к цивилизованному принятию этой претензии.

Получение претензии.

Нередко обиженные нами мамы не стараются придерживаться правил, позволяющих плавно нивелировать конфликт, и кидаются на нас решительно, громко, с демонстрацией готовности обвинить нас во всех смертных грехах. Вот тут-то вы и должны начать применять стратегию получения претензии. Самое главное правило — не отзеркаливайте свою оппонентку. Когда мы общаемся друг с другом, мы невольно друг друга копируем — жесты, мимику, интонацию и даже дыхание. Поэтому часто так сложно закончить начатую ссору — отзеркаливая, спорщики провоцируют друг друга на всевозрастающее раздражение. Вы должны отследить свою позу — она не должна копировать позу нападающей, свой тон голоса — он должен быть спокойным и ровным, так же, как и дыхание. Таким образом, вы подсознательно просигнализируете ей, что не хотите участвовать в балагане и ждете от нее таких же взвешенных и ровных действий. Прежде всего дайте ей вдоволь накричаться. Рано или поздно эмоции поутихнут, уступая место разумным доводам. С достоинством и вместе с тем добродушно и внимательно ее выслушайте. Не спешите высказывать свою точку зрения, не перебивайте. Разозлившийся человек обязательно должен выговориться. Передайте ей «эмпатическое сообщение» — продемонстрируйте понимание ситуации и готовность сотрудничать, сопровождая свою речь вводными фразами: «Я понимаю ваш гнев…», «Я вижу, что это действительно расстроило вас, давайте вместе подумаем…». Будьте готовы без оценки выслушать все ее пожелания, и только после этого сформулируйте свои. И если вы не правы, не стесняйтесь извиниться — это послужит достойным примером вашему ребенку, если он оказался невольным свидетелем этой сцены. Но, разумеется, в ситуации возникновения конфликта лучше максимально отдалять взрослые «разборки» от малышей. Когда взрослые ссорятся, дети пугаются. Где бы они ни были — дома, в саду или на прогулке, — залогом их психического благополучия будет спокойная и мирная обстановка вокруг.

На свежем воздухе — покурим?

Рассматривая поведение взрослых на детской площадке, трудно обойти такую актуальную тему, как проблема курения. Поскольку я не стремлюсь выступать в роли моралиста, я оставлю право выбора — курить или не курить, — самой женщине. Однако стоит отметить, что, прежде чем прикуривать сигарету при собственном ребенке, женщина должна четко осознать — пока ребенок маленький, мама является для него идеальным существом, которое все знает, в том числе, и «что такое хорошо и что такое плохо». Таким образом, под влиянием родительского поведения начинают зарождаться первые морально-нравственные принципы маленькой личности. В итоге — мама с сигаретой позволит своему маленькому ребенку курить задолго до появления у него этого желания. Это совсем не значит, что ребенок по достижении подросткового возраста или чуть раньше обязательно побежит курить по подъездам. Это значит, что если курить он все-таки начнет, материнский запрет на курение вступит в противоречие с ею же заложенными установками на разрешение курения, что приведет ребенка к внутреннему конфликту, связанному как с трудностями определения собственных морально-нравственных принципов, так и с чувством недоверия к матери. А ведь именно чувство доверия к родителям лежит в основе чувства доверия к миру и является залогом успешной социальной адаптации личности. Другая сторона проблемы мам-курильщиц — дискомфорт, который они могут доставить окружающим женщинам и их детям. Принцип эффективного общения очень прост — не делайте того, что может быть неприятно людям. Прежде чем что-то делать, задумайтесь на секунду, каково людям, которые находятся рядом с вами. Совсем не сложно отойти на несколько шагов в сторону или поинтересоваться у своей собеседницы, не принесете ли вы ей неудобств, если закурите. Возможность курения непосредственно около детей в данном случае не рассматривается, так как исключается автоматически. Это — прописные истины, которые знает каждый, но почему же тогда так часто возникает ситуация, когда женщина, мама — воплощение нежности, света и терпения, — закуривает сигарету и безапелляционно выпускает дым в лицо находящимся рядом?

И несколько слов напоследок.

Жизнь на детской площадке обычно бьет ключом: у детишек — свои заботы, первые друзья, новые игры. У площадки — свои законы, войны и перемирия, времена затишья и громких бурь. Но самым главным, что является основой этой красочной мозаики, являются копошащиеся на площадке малыши — насупленные и веселые, тихие и шумные, с их трогательными первыми шагами, открытыми улыбками и громким ревом. С их первой пробой на вкус удивительной сферы человеческих взаимоотношений, которая сыграет такую важную роль в их дальнейшей судьбе.

Надежда Юргина, семейный психолог

Конфликты на детской площадке – явление довольно распространенное. И даже закономерное. Нашей задачей является умение легко свести их на «нет». Рассмотрим 12 наиболее распространённых ситуаций, при которых возникают конфликты, и проблемы их решения.

Ситуация 1. Вашему ребенку сделали замечание

Сделать замечание абсолютно посторонние люди или соседи. К примеру, вы возвращаетесь с прогулки, ваш малыш здорово испачкался. Встретившиеся на пути люди могут пристыдить малыша за его внешний вид. Мама не должна оставить это замечание без внимания! Нужно защитить малыша, иначе у крохи может появиться постоянное чувство страха и стыда перед посторонними людьми. Ребенок может стать абсолютно пассивным, получая оскорбления и от своих сверстников. Своим справедливым поведением мама учит малыша защищать себя.

Пример: Соседка: Ой-ой… Какой ты грязный! Теперь маме стирать твою одежду. Разве так можно?

Ваши действия: Мама дружелюбным тоном: «Ничего страшного! Мы замечательно провели время на прогулке. Малыши часто пачкаются, зато нам было интересно гулять! Теперь мы все постираем. Детство – это же замечательная пора!»

Ситуация 2. Делают замечание родителям ребенка (то есть, вам)

Ваш ребенок беззаботно играет на детской площадке, кувыркаясь в снегу или лужах, а на вас со всех сторон уже посыпались замечания. Первые чувства которые возникают в такой ситуации – это внутреннее негодование по поводу того, что посторонние люди критикуют вас в присутствии ребенка. Порой очень тяжело сдержать свое возмущение. Но ваша негативная ответная реакция только обострит ситуацию! Спорить в такой ситуации бесполезно, обычно это ни к чему не приводит, и каждый участник спора так и остается при своем мнении.

Ваши действия : Разумнее всего поступить как герой сказки М. Пляцковского – кролик Кочерыжка. Этот сказочный герой ловко обходил конфликтные ситуации, отвечая другим зверям на их угрозы: «Здравствуйте! Рад вас видеть». А все потому, что уши кролика были заткнуты ватой. Примерно так следует поступить и вам во избежание конфликта.

Ситуация 3. Ваш ребенок пытается вернуть свою игрушку

На детской площадке часто происходят ситуации, когда к ребенку, мирно играющему в песочнице, подходят другие дети и забирают его игрушки. Ваш ребенок в этой ситуации, конечно же, попытается вернуть свою собственность, нередко и через силу. Малыши еще не способны понять, что забирают игрушки обычно на время (поиграют и отдадут), поэтому для них такая ситуация становится настоящей трагедией. Те малыши, что проявили интерес к чужим игрушкам, точно также не способны понять, почему нельзя взять чужую игрушку, которая понравилась. Обычно после 3-х лет дети уже начинают понимать, что такое собственность – своя или чужая. Но если на ваших глазах произошел конфликт, родителям необходимо обязательно вмешаться.

Ваши действия:

1. Разнимите сцепившихся малышей.

2. Поддержите сторону своего малыша, сказав: «Ты пока хочешь, чтобы твоя игрушка осталась у тебя?»

3. Поддержите другого малыша. Объясните своему ребенку, что другому всего лишь понравилась его игрушка. Предложите своему ребенку дать поиграть свою игрушку ненадолго или предложите детям поменяться своими игрушками на некоторое время.

Ситуация 4. Ребенок плачет, потому что не может вернуть свою игрушку

Пока вы немного отвлеклись, у вашего ребенка уже успели забрать его игрушку на детской площадке. Он не смог ее самостоятельно вернуть и расплакался. Не переживайте, что ваш малыш спасовал в этой ситуации. С временем он научится отстаивать свою точку зрения. А пока на своем примере помогите ребенку вернуть игрушку, объяснив другому ребенку про желание вашего малыша вернуть свою вещь.

Ваши действия: Присядьте рядом со своим малышом и спокойно скажите: «У тебя забрали твою игрушку? Ты бы хотел ее вернуть? Давай вместе поговорим с этим малышом и объясним ему это». Подойдите к ребенку, который забрал игрушку и скажите: «Это игрушка Миши (имя вашего ребенка). Он бы сам хотел ей играть. Отдай пожалуйста ему его игрушку или поменяйтесь своими игрушками на время. Может быть Мише (имя вашего ребенка) понравится что-то из твоих игрушек» .


Ситуация 5. Чужую игрушку взял ваш ребенок

На детской площадке обычно много детей, и у всех разные игрушки. Когда дети видят это великолепие машинок, кукол, колясок, самокатов или песочных принадлежностей, то очень сложно удержаться от соблазна, чтобы не тронуть чужую игрушку.

Ваши действия: В первую очередь нужно найти хозяина этой игрушки и попросить у него разрешения поиграть с ней. Если хозяин не против, то ваш малыш может спокойно играть дальше. Если же возникает конфликт, то разрешите его как в предыдущей ситуации.

Ситуация 6. Ваш ребенок забрал чужую игрушку и не хочет отдавать

Ваш малыш может забрать игрушку у чужого ребенка или же отказывается ее возвращать владельцу, когда тот потребовал свою игрушку назад. Поговорите со своим ребенком. Нужно учить ребенка уважать как свою, так и чужую собственность.

Ваши действия: Скажите ребенку: «Я понимаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой. Эта игрушка чужая. Нужно всегда спрашивать разрешения, чтобы поиграть с чужой игрушкой и отдавать назад, когда тебя об этом попросили. Ты можешь попросить поиграть в нее попозже». Таким образом вы должны выстроить диалог со своим ребенком так, чтобы он понял, что его чувства важны для вас, но есть определенные правила поведения с чужими вещами.


Ситуация 7. Малыш не может дать сдачи

Ваш малыш находится на детской площадке рядом с вами, и вдруг к нему подходит другой ребенок и бьет или толкает вашего малыша. Ваш ребенок теряется, он не знает, что делать. Вы должны быть твердо уверены: никто не смеет бить вашего ребенка! Ваша уверенность со временем передастся и вашему малышу. Дальше надо действовать так, чтобы ваши сын или дочь поняли, что его (ее) права нарушены.

Прежде чем начать защищать себя самостоятельно, ваш ребенок должен морально окрепнуть. Не доставляйте ребенку еще большие моральные переживания, критикуя его за пассивность.

Ваши действия: Прежде всего, постарайтесь предотвратить конфликт – перехватите руку бьющего. Если вы не успели этого сделать, то нужно присесть на корточки и обнять своего ребенка. Пожалейте его и спросите: «Тебе больно?».

Строго скажите обидчику о том, что он не имеет права обижать вашего ребенка. Чужому ребенку лучше сказать так: «Мою дочку (сына) бить нельзя! Если ты хочешь поиграть с ним, то скажи «давай поиграем», а не дерись!»

Объясните своему ребенку сложившуюся ситуацию. Скажите: «Наверное этот малыш хотел с тобой поиграть, но не знал, как об этом сказать!»

Ситуация 8. Ваш малыш дал сдачи

Когда вашего ребенка бьют или толкают, то совершенно естественной будет реакция, что и он толкнет или ударит в ответ. Возможно, это будет даже не драка, а например, малыши могут начать обсыпать друг друга песком. Дети обладают повышенной эмоциональностью, поэтому если началась перепалка, то успокоиться им тоже сложно. Здесь опять на помощь приходят родители. По возможности предлагайте своему ребенку решать такие ситуации мирным путем, если конечно же речь не идет о сильной агрессии со стороны другого ребенка.

Ваши действия: Нужно коротко и четко сказать обоим малышам: «Драться нельзя!». Следующий этап – предложить детям альтернативные варианты выяснения отношений. Объясните детям: «Нужно уметь договариваться, играть вместе нужно дружно, можно поменяться игрушками для того чтобы вместе играть».

Дома закрепите эту ситуацию на игрушках. Объясните ребенку, что нельзя бить сильно. Давать сдачу надо после предупреждения.

Ситуация 9. Ваш малыш первым бьет или обижает других детей

Иногда происходят ситуации, когда ваш ребенок первым обижает, обсыпает песком или бьет других детей на площадке. Это происходит по разным причинам: ваш малыш не умеет конструктивно общаться со своими сверстниками, привлекает к себе внимание, проверяет, что последует за его действиями. Также ребенок следит и за вашей реакцией. Если вы будете реагировать слишком бурно и эмоционально, это может только раззадорить маленького хулигана, и он будет проводить свои эксперименты дальше. Вы должны выработать одну и ту же тактику в таких моментах. Говорите с ребенком строго, смотрите ему в глаза. При необходимости уводите с детской площадки. Учите ребенка адекватно реагировать на различные обстоятельства и контролируйте его агрессию.

Ваши действия: Если от вашего ребенка пострадал другой малыш, уделите максимум внимания пострадавшему. Спросите у этого ребенка, не больно ли ему. Извинитесь перед ним. Если ваш малыш в силу возраста еще не понимает, что обсыпаться песком нехорошо, скажите другому малышу об этом: «Извини его пожалуйста. Он еще пока не знает, что обсыпаться песком нехорошо…».

Коротко, но ясно скажите своему ребенку: «Так делать нельзя! Мальчику или девочке больно (неприятно)! Давай теперь извинимся и пожалеем этого малыша».

Постарайтесь наладить контакт между детьми, придумайте им совместную игру, интересную обоим. Например, если дело происходит в песочнице, то можно сказать: «А давайте я вас научу делать самые глубокие колодцы. Берите лопатки и повторяйте за мной».

Ситуация 10. Ребенок не уступает место на качелях

Ваш ребенок качается на дворовых качелях, в какой-то момент подходит другой малыш и просит покататься. Несмотря на то, что ваш ребенок первым занял место на качелях, нужно подвести его к мысли о том, что другие дети тоже хотят покататься. Установите временной интервал, за который ваш малыш еще покатается, а затем уступит место на качелях товарищу по детской площадке. Если ваш малыш расстроен и не хочет уступать место даже через время, предложите ему альтернативу: катание на карусели, на других качелях, с горки и т.д. Или отвлеките его другим способом. Переключите внимание малыша на что-то другое.

Ситуация 11. Ваш ребенок хочет на качели, а они заняты

Если вы пришли на площадку, чтобы покататься на качелях, а они оказались заняты, учите своего малыша договариваться с другими детьми. Попросите ребенка, который на качелях, кататься не слишком долго, чтобы ваш малыш тоже покатался. Предложите другому ребенку покататься на вашем велосипеде или поиграть с вашими игрушками, пока ваш ребенок покачается на качелях. Если договориться не удалось, то просто переключите внимание своего малыша на другое занятие.


Ситуация 12. Дети начали спорить между собой

Бывает, что на детской площадке мама вдруг отвлеклась на разговор по мобильному телефону, а потом спохватилась и заметила, что на детской площадке назревает конфликт или спор с участием ее ребенка. Сначала понаблюдайте и не вмешивайтесь – насколько конфликт опасен, будет ли он набирать обороты. Если конфликт затихнет, то все разрешилось и без вашего участия. Если же он набирает обороты, то необходимо вмешаться. Также следует вмешаться в конфликт, если одна из его сторон абсолютно не права или настроена слишком агрессивно.

Самое важное, что нужно сделать для развязки конфликта - это переключить внимание детей на себя. Скажите детям: «Посмотрите на меня…». Затем объясните, что вы хотите, чтобы дети играли дружно и не ссорились. Предложите детям общую игру, узнав об их игровых предпочтениях. Предложите детям свое участие в их играх. Чтобы конфликт побыстрее забылся, переключите внимание детей на какую-либо деталь. Так поступала книжная супер-няня Мэри Поппинс. Скажите ребенку: «У тебя расстегнулась пуговица» или «А чистые ли у тебя руки?».

Подводя итоги, нужно отметить, что на детской площадке следует быть внимательным не только к своему ребенку, а и к детям его окружающим. Относитесь к другим детям так, как хотите, чтобы относились к вашему ребенку. Вместо того чтобы устанавливать запреты и строго говорить ребенку «нельзя», предложите детям интересную игру. Если ваш ребенок ломает чужие песочные куличики, предложите ему сделать такие же. Если дети не могут поладить друг с другом, постарайтесь их примирить, придумайте для них интересное совместное занятие.


20 января 2013, 00:48

Жадность и конфликты на детской площадке

Речь пойдет о конфликтах на детской площадке, возникающих из-за «детской собственности» - игрушек, поскольку чаще всего здесь кроются причины многих конфликтов, которые затрагивают не только и даже не столько детей, сколько наблюдающих за ними родителей. Агрессия «на людях» - это немного другая проблема, чем агрессия в семье, так сказать, «при закрытых дверях».

Вот примеры из писем родителей.

    Моему сыну 1 год 10 месяцев. Он агрессивен. Если гуляем на улице одни, он хорошо играет сам в камушки, палочки. Когда подходят знакомые мамы с детьми, он их узнает, но может пойти в другую сторону… Потом вместе играют, но сынок может ударить по лицу, высыпать совок с песком на голову ребенку. Лена.
Или:
    Моему сыну 2,5 года, и он жадина. Он не просто не дает детям игрушки, а при этом очень бурно и эмоционально реагирует. Он выносит во двор игрушки, играет какой-то одной, а другую в это время кто-то берет, так он все бросает, бежит отнимать, при этом еще может стукнуть, укусить (за одежду), топает ногами, рычит, фыркает и кричит: «Не дам!». Чужие игрушки он берет и при этом, если хозяин хочет забрать, то он реагирует так же бурно, как и в случае со своей игрушкой.… Я уже боюсь гулять в детском обществе, боюсь осуждений и замечаний других мам… я буквально хожу по пятам за ним на прогулке. Что делать в такой ситуации? Татьяна.
Обычно мамы в подобных ситуациях разрываются между стыдом за поведение своего ребенка, долгом «принять меры по восстановлению справедливости», с одной стороны, и… растерянностью - с другой. Их ребенок еще мал, может не понять всех объяснений. Да и сможет ли он контролировать себя, вот в чем вопрос.

Одна мама так описала мне свою реакцию на агрессивное поведение дочки:

Надеюсь, что сложность стоящей перед родителями задачи я обрисовала ясно. Перейдем теперь, как обычно, к прояснению состояния ребенка в ситуации его общения с другими детьми на детской площадке. Итак, ребенок, научившийся ходить и в некоторой степени владеть своим телом, выходит на детскую площадку. Он попадает в общество! И здесь действуют уже несколько другие правила, чем в семье. Эти правила во многом жестче. Вернее, они заметнее, очевиднее.

На людях все мы, взрослые, ведем себя не так, как дома. Над нами довлеют законы общественной жизни. Мы знаем, что у нас есть «свое» личное пространство и «свои» права. Однако нам хорошо известно, что «свои» права есть и у других людей. И мы знаем, что у нас есть свобода делать, что мы хотим, только в определенной мере - пока мы не причиняем ущерба другим людям.

Взрослые, привыкшие подчиняться общественным правилам, естественным образом принимают эти ограничения. Ведь мы уже воспитаны своими родителями, уже приучены к этим ограничениям. Мы имеем в своем арсенале некоторый опыт добиваться своего законными разрешенными путями. Мы как-то приспособились уравновешивать свои и чужие желания, находить компромисс. Мы знаем, как именно стоит действовать, чтобы добиться своего, никого при этом не обижая и соблюдая «правила игры».

В этом наше отличие от детей. У них этого опыта нет! Да и откуда ему было взяться? Ребенок только-только выходит из-под маминого крыла, не зная ни своих прав, ни существующих ограничений.

Дети иногда очень «бурно», как написала одна мама, реагируют на конфликты с другими детьми, потому что они пока не имеют никакой защиты и никакого представления о том, как надо и должно разрешать конфликты. Потому свои обиды - на то, что отняли или не дают желанную игрушку, свои страхи - того, что не дадут или снова обидят, свою злость на того, кто вчера с ними не поделился, - выражают самым непосредственным образом. Кто плачет, кто дерется, кто кусается, кто вцепляется в игрушку насмерть и т.п. Так наши не привыкшие еще к правилам цивилизации маленькие «дикари» борются за выживание. Ими движут простейшие инстинкты. И то, что для родителей выглядит почти как «преступление», для детей как бы «норма». Они приспосабливаются к ситуации, ищут выход.

Задача родителей - помочь им быстрее найти этот «волшебный способ» договориться друг с другом. Научить играть по очереди, совершать обмен одной желанной игрушки на другую, тоже интересную, договариваться, уступать, переключаясь на другие виды игр, и т.п.

Может быть, некоторым родителям это покажется смешным, но детская площадка - это маленькая модель социума. Родители, вмешиваясь в конфликты детей, учат их моделям поведения в коллективе. И скорее всего добрая половина этих уроков останется в сознании ребенка на всю его жизнь. Возможно, какие-то из этих родительских уроков он потом пересмотрит, часть отвергнет. Но на ближайшие дошкольные и школьные годы именно этот пример родителей станет основой его жизненного опыта.

Понятно, что разные родители будут учить своих детей разным моделям поведения. Иначе и быть не может, мы все разные люди. У каждого из нас свой опыт решения конфликтных ситуаций, иногда не совсем безупречный. Вот почему назвать одну и главную типичную ошибку, совершаемую всеми родителями, непросто. Пожалуй, самая распространенная ошибка - осуждение ребенка за то, что он ведет себя так, как «не подобает», «позорит родителей», без объяснений и примера того, как именно себя стоит вести в данной конкретной ситуации .

Сильный стыд за «неправильное» поведение ребенка, жесткие необоснованные требования того, что он «должен знать, как себя вести на людях», могут осложнить ребенку получение необходимого опыта. И причинить еще больший дискомфорт и неудобство родителям. Задача родителей - научить ребенка правилам поведения в обществе, а не требовать от него владения этими непростыми навыками по факту. Мы учителя, а наши дети - ученики.

Негативную роль могут сыграть и опасения родителей, что их сын или дочь «вырастет таким же эгоистом/агрессором/плаксой/рохлей» и т.п., как «тот-то» (это обычно близкий родственник, которого в семье активно не любят). Родители могут специально предпринимать какие-то особые меры воздействия на ребенка, только бы он не стал похож на «того-то». В итоге ребенок будет расти, поневоле обращая слишком много внимания на этот образ антигероя. И раз от него ждут подобного поведения (ведь верят же в такую возможность, раз все время об этом говорят!), он может начать вести себя именно так, как меньше всего хочется родителям.

Таким образом, наблюдая конфликт между детьми, родители могут чрезмерно увлечься собственными переживаниями. В этом случае они потеряют способность здраво оценивать ситуацию. И тогда их типичным ошибочным действием будет отказ от обучения ребенка правилам разрешения конфликтов «по горячим следам», когда наука особо ценна.

Возьмем тему жадности и рассмотрим типичную картину. Ситуация: ребенок не хочет отдавать свою игрушку. И даже если он играет с другой, то бросается отнимать свою, стоит только кому-то из детей ею заинтересоваться. С точки зрения законов общественной жизни ребенок явно нарушает правила, ведь закон гласит: можно играть со своей игрушкой и никому ее не отдавать, но при этом нельзя и брать чужое. Или, если берешь чужие игрушки, будь готов отдать в обмен свои. Его мама этот закон хорошо знает, при этом она, естественно, уверена в том, что их с ребенком собственности - игрушкам - не будет причинен серьезный ущерб, и что она, естественно, останется их собственностью, что бы ни случилось. Она абсолютно уверена, что в руках у других детей их игрушка будет находиться временно и потом обязательно к ним вернется. Совсем иначе мама реагировала бы, если б какой-то молодой человек выхватил у нее сумочку и убежал в неизвестном направлении. Ее реакция в этом случае была бы, безусловно, более «бурной».

А ведь для ребенка между этими ситуациями еще нет никакой разницы! Он каждый раз «бурно» реагирует, когда другие берут его игрушки, потому что чаще всего думает, что их забирают навсегда, фактически крадут.

Ребенок еще не знает, что игрушку обязаны вернуть и что, если этого не сделает сам обидчик, то их мамы между собой решат этот вопрос в любом случае. Он не знает об этом, у него нет такого опыта. Ему мама об этом еще не сказала и не доказала своими действиями, что именно так и будет!

А мама вместо того, чтобы понять переживания своего ребенка и принять меры по разъяснению ситуации, например, может в этот момент продолжать думать о том, как неправильно и нехорошо ведет себя ее малыш, как ей стыдно перед другими мамами за его поведение и т.п.

Если при этом мама еще и без разъяснений требует от ребенка отдать «свое» другому мальчику, то он может быть полностью дезориентирован: «Мама не на моей стороне, мама присоединяется к обидчику, я и “мое” ей не важны, интересы обидчика вдруг стали важнее, чем мои собственные». В результате обида надолго, подрыв доверия к маме, доверия именно в плане помощи в разрешении споров и ссор, - обеспечены.

Еще пример.

Чужой ребенок отнял у вашего игрушку. А ваш догнал его и сильно ударил. Мама другого ребенка начала предъявлять вам претензии за факт драки. Вопрос: наказывать или не наказывать вам своего ребенка? По законам общественной жизни ваш ребенок виноват в том, что ударил слишком рано, без предупреждения, а также в том, что ударил слишком сильно. Но он прав в том, что отреагировал на нарушение своих прав и пытался их восстановить.

Мама совершит ошибку, если из-за чувства неловкости перед другой мамой, без всяких объяснений накажет своего ребенка за драку, перекладывая на него всю ответственность за случившееся. Из этого случая ребенок скорее всего усвоит, что «не надо попадаться». А правило, что твое не должны брать без спроса, так и не вступит в силу в глазах ребенка.

Даже эти два небольших примера показывают, какую значительную роль играют в нашей жизни правила и как важно их знание. Откуда о них узнает ребенок? Эти правила очевидны для взрослых. Ошибочно предполагать, что они равным образом ясны ребенку. Это знание правил, единых, работающих в разных ситуациях, общих для всех правил, должны передать ему вы, родители.

Вот письмо мамы, интуитивно нашедшей для себя верный путь поведения:

    Добрый день! Сыну Мише 2 года 8 месяцев. Есть у нас друзья, у них дочь на 10 дней младше Мишки. Они давно друг друга знают, общаются, играют. Но стала я замечать, что Мишка не дает Лизе свои игрушки, недавно даже просто забрал - силой вырвал - и унес в спальню, спрятав их (!!!) в шкаф. Не дал покататься на велосипеде, что обосновал так: «У Лизы есть дома свой велосипед, пусть на нем и катается». На мое «А ведь Лиза не захочет больше к тебе приходить, раз ты ей игрушки не даешь» отвечает: «И ладно, я сам к ней приду». Я продолжаю: «Так ведь она тебя не станет приглашать» и слышу в ответ: «Я так приду, без приглашения». В то же время трогательно угощал ее конфетами, клубникой, потом они все-таки играли вместе. Но я постоянно напоминала ему: договаривайся, не вырывай, делитесь, предложи поменяться, давайте вместе поиграем… Или вот еще было дело: на игровой площадке стоит детский пластиковый кораблик. Залез к штурвалу, крутит его, жутко довольный. Подходит другой мальчик, чуть младше, тоже хочет рулить. Мишка начинает с силой его отталкивать, и в то же время смотрит на меня. Я подсказываю: «Договорись, попроси, чтобы он немного подождал или, может быть, мы подождем пока мальчик порулит, а потом опять ты? Давай побудем пассажирами!». Он переиначивает: «Мальчик, посиди пассажиром, я сейчас порулю, потом дам тебе». То есть мы пока в стадии «подскажи, мама, как надо поступить» - это нормально? Малыш год ходит в садик, там, как мне кажется, таких ситуаций возникает множество, но «разруливать» их детей не учат, дети сами решают, как и что делать, может быть, отсюда первая реакция - добиться силой, а уж потом подумать и вспомнить мамины советы? Очень не хочу вырастить жадного и агрессивного сына, подскажите, в Мишкином возрасте это поведение нормальное? Римма
Это отличный пример конструктивного взаимодействия мамы с сыном. Такие продуманные действия позволят малышу освоить правила. Ведь мальчик «смотрит на маму, ищет ее подсказки». Это признак его доверия к маме, а также знак того, что он уже научился сдерживать свою первичную негативную реакцию. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что мамины усилия уже приносят результаты.

Один раз мамин совет помог, второй. И тогда ребенок решает и дальше действовать не так, как ему подсказывает его первоначальный импульс - ударить, отобрать, не пустить, а в соответствии с маминым рецептом. И именно в этот момент из «дикаря» он превращается в «цивилизованного человека», члена общества.

Как звучат простые правила для детей-дошкольников? Вы их можете сформулировать и сами, например, так:

  • не хочешь - не делись, но тогда и не бери чужое;
  • брать чужое можно только с разрешения владельца;
  • твое тебе обязаны вернуть, но и ты должен всегда возвращать чужое;
  • нельзя отнимать у других, но и другие не имеют права отнимать у тебя;
  • понравилась чужая игрушка - поменяйся или жди своей очереди: хозяин наиграется и даст поиграть тебе;
  • не начинай драку первый - старайся словами объяснить, что тебе не нравится;
  • если тебя несправедливо обидели - отняли игрушку без твоего разрешения или ударили - ты имеешь право требовать свое (и в крайнем случае дать сдачи).
Разрешать или не разрешать ребенку пускать в ход кулаки, даже в крайнем случае, - вопрос спорный. Он столь же непрост, как и вопрос о допустимости физических наказаний для ребенка. Окончательное решение на этот счет должны принять сами родители. Ясно, что драка - нецивилизованный способ разрешения конфликтов. Предпочтительнее не доводить дело до драки и разрешать ссоры путем переговоров. Однако в детском коллективе, как, впрочем, и во взрослом, ценится умение постоять за себя. Хотя иногда случаются ситуации, в которых умение дать сдачи, причем самым простым, примитивным способом, оказывается наиболее убедительным способом отстоять свою правоту. Хотелось бы, чтобы таких ситуаций становилось все меньше и меньше, но это часто не зависит от родительской воли.

Учить ребенка контролировать свои агрессивные действия, безусловно, надо. Приемы и тактика родительского поведения в этой связи изложены в главе 4, посвященной агрессии.

Можно не только повторять правила, но и рисовать вместе с ребенком, рассказывать поучительные истории из жизни зверей и сказочных персонажей, иллюстрировать правила рассказами из собственного детства. Только не забудьте рассказать о том, что вам в детстве тоже сначала было сложно справиться со своими чувствами, но потом вы поняли, что в результате в выигрыше-то оказываетесь вы!
Особо серьезные случаи нарушений правил должны, безусловно, разбираться вместе с ребенком. Родителям нужно предусмотреть систему наказаний для проступков ребенка. Выработке этой системы посвящена глава 7. Не стоит забывать и про поощрения за хорошее поведение, за исполнение правил. Это позволит ребенку почувствовать себя увереннее. И именно это лучший способ избавиться от призрака антигероя. Согласитесь, лучше настраивать себя и ребенка в том духе, что «ты, безусловно, научишься всему, чтобы стать достойным членом общества», чем бояться, что «мы не уверены, что из тебя вырастет хороший человек».

В первом случае ребенок будет чувствовать поддержку родителей и стараться оправдать их ожидания. Сомнения в себе, своих силах во втором случае приблизят неудачу. «Ну вот, не зря мама во мне сомневалась. Ничего лучше, чем этот самый “плохой”, из меня не выйдет».

Повторим, как обычно, основные идеи этой главы.

Типичная ошибка, совершаемая родителями в ответ на агрессивные действия ребенка на детской площадке, - осуждение его за то, что он ведет себя так, как «не подобает», «позорит родителей», без объяснений и примера того, как именно себя стоит вести в данной конкретной ситуации.

Последствия неправильного поведения взрослого - подрыв доверия к нему у ребенка. А также появление у ребенка негативного опыта общения со сверстниками с вытекающими отсюда сомнениями в своих силах, чувством протеста или страхами и т.п.

Причиной подобного поведения родителей чаще всего являются их опасения, что ребенок вырастет жадным, эгоистом, не научится уважать права других людей, считаться с ними. Но не только. Важная особенность ситуации конфликта на детской площадке состоит в том, что конфликт между детьми потенциально может привести к конфликту между взрослыми. Для родителей в этой ситуации важно выглядеть «хорошими воспитателями» в глазах у других родителей, соблюсти правила приличия, показав при этом уверенность в себе, и т.д. И защитить при этом своего ребенка от возможной несправедливости. Непростая задача, не правда ли? Все эти факторы могут серьезно осложнить задачу воспитания.

Правильными действиями взрослого будут подробные объяснения и демонстрация ребенку четких правил поведения в обществе. Ребенку стоит дать некоторую свободу проверить эти правила на личном опыте. И спокойно прокомментировать ему ситуацию неудачи: «Вот видишь, ты отнял у мальчика игрушку, а он тебя стукнул; в итоге ты и игрушку не получил, и еще плачешь. Если б предложил поменяться, все могло быть иначе».

Когда ребенок убедится в том, что рекомендации взрослого - лучший способ получить желаемое, то авторитет взрослого в его глазах вырастет. И тогда правила будут приняты добровольно и без сопротивления. Ребенок научится заботиться о других, если будет уверен, что его интересы соблюдаются.

Ну а теперь ответы на вопросы родителей.

    Моему сыну 2,5 года, и он жадина. Но дело в том, что он не просто не дает детям игрушки, а при этом очень бурно и эмоционально реагирует. Он выносит во двор игрушки, играет какой-то одной, а другую в это время кто-то берет, так он все бросает, бежит отнимать, при этом еще может стукнуть, укусить (за одежду), топает ногами, рычит, фыркает и кричит: «Не дам!» Чужие игрушки он берет и при этом, если хозяин хочет забрать, реагирует так же бурно, как и в случае со своей игрушкой. Я понимаю, что все дети в этом возрасте жадничают, но я вижу, что другие дети так себя не ведут. Я уже боюсь гулять в детском обществе, боюсь осуждений и замечаний других мам, я за своего сына не отвечаю, я не знаю, что ему придет в голову в следующую минуту, он может запросто ударить по голове, толкнуть и т.д., я буквально хожу по пятам за ним на прогулке. Что делать в такой ситуации, как отучить его не реагировать так бурно на то, что дети берут его игрушки, это пройдет или что-то здесь не в порядке? Татьяна
Обычно дети жадничают, когда боятся, что их игрушки заберут у них навсегда. Они не верят, что им вернут их «добро». Вам надо объяснить своему ребенку, что его игрушка останется у него в любом случае. Можно попробовать «проиграть», отрепетировать дележ и обмен игрушками в игре дома. Пусть игрушки поделят Мишка-жадина и Заяц-добряк. Пусть Заяц объяснит Мишке, что его игрушки другие берут на время и обязательно вернут обратно. Попросите своего сына сыграть роль и Мишки-жадины, и Зайца-добряка. И не торопите его. Ему нужно время, чтобы освоить эти правила. Осуждений не бойтесь. Ваш сын не первый и не единственный, кто ведет себя подобным образом. И большинство мам это отлично понимает.
    Хотелось бы получить ваш совет: как подготовить сына к детскому саду? Мы всегда старались воспитывать в нем только доброе отношение к окружающему миру, а теперь наблюдаем несколько печальную картину: он совершенно не знает, как ему реагировать на то, что его ударят или не отдают его игрушку, которую он с радостью дал поиграть другому. Иногда даже кажется, что мы перестарались в восторженно-положительном воспитании, настолько он доверчивый, доброжелательный, открытый ребенок. Не вызовет ли у него шока общение с другими детьми (а они бывают разные)? К сожалению, до настоящего момента мы общались только с друзьями и их детьми. Сыну 2,9 года. Через месяц в садик.
    С уважением, Галина.
Месяца на подготовку к детскому саду вообще-то маловато. Если ребенок еще не умеет без помощи мамы справляться с конфликтами на детской площадке, то, возможно, вы не сможете научить его этому за месяц. Доброе отношение к миру, доверчивость и открытость вполне могут сочетаться с умением постоять за себя, заявить о своих правах. Это обучение лучше всего происходит на детской площадке, в коллективе обычных детей. В ситуации конфликта мама проговаривает все действия ребенка, учит его выходить из конфликта с минимальными потерями. Мама должна дать ребенку ориентиры - что он может хотеть и требовать от окружающих, а что - нет. Например, можно не отдавать свою игрушку, если не хочешь, но неправильно вырывать игрушку из рук другого ребенка, которую до этого отдал поиграть. Лучше всего предложить обмен и пр. Ребенок должен учиться заявлять о своих правах. Если он будет понимать, что плохо, а что хорошо, то даже если другой ребенок не выполнит его справедливого «требования», ваш ребенок будет испытывать чувство своей моральной правоты.

Хорошая воспитательница может научить вашего ребенка тому же самому. Другое дело, что это обучение будет проходить в более сложных для него психологически условиях.

    Моей дочери 1 год 7 месяцев. Подскажите, пожалуйста, как вести себя в ситуациях с дележом игрушек. Сегодня девочка сидела на нашем велосипеде, и дочка (хотя она не жадная) подошла и стала изо всех сил щипать ее за лицо. Я легонько шлепнула ее и сказала, что так нельзя себя вести. Дочка повела себя неожиданно. Она не плакала, но лицо такое отчужденное стало, в глазах слезы, меня отталкивает. Я не нашла ничего лучше, как начать перед ней извиняться и оправдываться. Попросила девочку уступить нам велосипед, посадила дочку. Пока собирала ее игрушки, она успела ущипнуть подошедшего мальчика, а потом набросилась и на меня. Она в принципе неагрессивная, поэтому я испугалась, что поступила неправильно. Домой я пришла чуть ли не со слезами и сейчас себя виню. Очень ли плохо я с ней поступила и что делать в таких случаях? Спасибо. Ксения.
Вам надо выработать для себя более эффективную тактику поведения, чем извинения и оправдания. Так она вами вовсю начнет командовать. Но не расстраивайтесь. Скорее всего вы просто растерялись и не сориентировались в ситуации. У вашей дочки сейчас такой период в развитии, девиз которого «не отдам свое никому». Потом это пройдет. Вам нужно ввести четкие правила: что можно, что нельзя. Например, свое, если не хочешь, можно и не отдавать. Если ребенок взял твою игрушку в твое отсутствие, надо попросить его вернуть. И ее обязательно вернут! Надо только немного подождать. Бить и причинять другим детям боль нельзя. Это означает также, что тебя тоже никому нельзя бить и у тебя игрушки никто не должен отнимать. Скорее всего малышка не поймет всех этих правил сразу. На это уйдет много времени, вам придется повторять эти правила неоднократно. Но это нормальный педагогический процесс.

В вашем поступке нет ничего «ужасного», вам не в чем себя винить. Вообще чувство вины у мамы может сильно помешать ей быть хорошим воспитателем для своего ребенка. Вам будет сложно настаивать на своем, вы все время будете сомневаться в правильности своих действий в отношении ребенка, а он будет этим пользоваться. Если чувство вины будет продолжать преследовать вас, обратитесь к опытному психологу. Специалист разберется в причинах, вызвавших чувство вины, и поможет вам избавиться от него.

    Моей дочери 2 года 1 месяц. Проблемы с другими детьми она решает тем, что кусает их. С нами с самого рождения живет ее двоюродная сестра, которая на год старше моей дочери. Сестра всегда обижает мою дочь, отнимает игрушки, дерется, и вот моя, поняв, что сестра сильней, начала кусаться. Теперь же она укусами решает все проблемы, возникающие между ней и другими детьми. Подскажите, что делать? Vika .
Нужно объяснять, что кусаться нельзя, показывать другие способы преодоления конфликтов с детьми. По возможности надо просто физически препятствовать ее укусам, следить за играми дочери. Учите ее говорить «отдай», «не бери - это мое», прежде чем она начнет кусаться. Если двоюродная сестра все время отнимает у вашей дочки игрушки и ее за это не наказывают и даже не делают замечания, то неудивительно, что ваша дочка борется за справедливость своими способами. Вам надо помочь ей освоить правила совместных игр и показать, как вести себя в случае, если ее права нарушены.
    У меня двухлетняя дочка Соня - очень ласковый ребенок. Когда мы жили на даче летом, она любила играть с другими детьми, всегда радовалась каждой встрече с ними, но с недавних пор стала проявлять агрессию, выражающуюся в основном толканием. Я хотела бы узнать, как лучше изжить это, не травмируя самого ребенка. Александра.
Агрессия в адрес других детей может носить защитный характер. Умение постоять за себя - тоже полезный для ребенка навык. Однако это не отменяет необходимости прививать детям правила «хорошего тона», обучать их выяснять отношения не с помощью кулаков, а с помощью языка. Вы будете действовать в правильном направлении, если станете повторять девочке, что нельзя толкать других детишек, а о своих желаниях и чувствах можно и нужно громко заявлять вслух.
    Моей дочке 2 года 5 месяцев. Я не могу гулять с ней вместе с другими детьми, так как она начинает их толкать, шипеть на них и в итоге драться. Еще отдаю ее в садик 3 раза в неделю на 3 часа, и там происходит то же самое. Что делать? Любовь.
Девочку надо учить конструктивно общаться с детьми. Она же, наверное, не просто так дерется, а из-за игрушек. Надо учить ее делиться игрушками, объяснять ей правила поведения на людях. Не началась ли ее агрессия одновременно с приходом в садик? Скорее всего ее кто-то из детей обидел однажды, она запомнила. И теперь видит во всех других детях обидчиков. Этот период должен пройти. Можно предупредить девочку, что если она будет драться, то тогда вам придется уводить ее с площадки. Предупредите ее и выполняйте свое обещание, как только она начинает драку. Будьте при этом спокойны, не ругайте ее чересчур, просто напомните о вашем договоре. Если общение с другими детьми представляет для нее какой-то интерес, то она должна понять введенное вами правило и начать считаться с ним.
    Сыну 4 года 11 месяцев. У нас такая проблема: в детском садике, когда рядом нет ни мамы, ни папы, он может дать отпор обидчику, когда наоборот, то начинаются слезы. Пробовали учить драться, но он не хочет этого делать, хотя довольно высокий, упитанный и в своей группе выше всех, даже детей 6-летнего возраста. Дмитрий.
Если я правильно поняла ситуацию, то когда ваш сын не рассчитывает на вашу помощь, он может дать сдачу, а если знает, что вы или мама рядом, то ждет, пока вы поможете, так? Такое поведение ребенка скорее говорит о том, что он просто хочет привлечь ваше внимание к себе. Проблема тем самым не в том, чтобы дать сдачи. Он просто хочет получить вашу поддержку в этот момент. Это неплохо. Если вам важно его умение постоять за себя, вы можете сказать ему: «Справляйся сам, я знаю, что ты сможешь». Ему будет сложно, но раз у него есть опыт самозащиты, он должен ему помочь.

Если же мальчик действительно не умеет постоять за себя, то его можно научить давать отпор, используя различные психологические приемы. Например, говорить громким голосом: «Нет, отдай, это мое, отойди» и пр. Это обучение можно превратить в игру. Скажем, на него нападает мишка. Если ваш сын говорит «нет» громким голосом, мишка «уходит». А если ребенок мямлит и стесняется, мишка продолжает наскакивать на него. Однако в эту игру не следует играть слишком серьезно. Лучше и посмеяться над ситуацией, и самому сыграть роль «нерешительного» сына, показав ему, как он просительно говорит «нет», а «злобный» мишка продолжает драку. Мне кажется, что такая игра окажется лучшим средством, чем разговоры.

Из книги: «Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают» (Зажигина М.А.)

Понравилась статья? Поделитесь ей