Контакты

Архитектура учебно-воспитательных зданий. Мархи: лучшие проекты на тему «школа

В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.


Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.


Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.


Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.


Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.


Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них - принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель - 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока - базовые и дополнительные.


Базовые - это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули - это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.


Также исследователь отмечает ещё направление - школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.


Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.


Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений - «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.


Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений - таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

  1. возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  2. формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
  3. формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  4. наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
  5. наличие мобильного оборудования в классах;
  6. наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  7. новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.


Продолжение следует...

Продолжаем знакомить читателей с лучшими работами студентов МАРХИ, выполненными под руководством преподавателей Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басария

информация:

В рамках курсовой работы студентам 4-го курса кафедры «ПРОМ» было предложено подготовить проект на тему «Школа», причем речь шла о специальном учебном заведении - таком, как школа для детей с ограниченными возможностями, воспитательная колония и интернат для детей-сирот. Задача не из легких, поскольку студентам надо было учитывать специфические особенности подобных учреждений, к примеру, охраняемый периметр и строгое разделение подростков на группы в воспитательных колониях. Поэтому учащиеся должны были осмыслить особый режим и образ жизни внутри колонии, чтобы правильно спроектировать ее учебно-производственный центр. Не менее сложную специфику имеет и интернат для сирот. Здесь необходимо было предусмотреть не только школу, но и жилые площади. Непростым испытанием для начинающих архитекторов стала задача спроектировать школу для детей-инвалидов. Студентам пришлось детально изучить весь перечень жестких коммуникационных, социальных и санитарных требований.

В качестве площадок проектирования были выбраны реальные участки в Москве и ближайшем Подмосковье: заброшенные пионерские лагеря, воспитательные колонии, нуждающиеся в реконструкции, или ныне не функционирующие школы и интернаты.

Один из руководителей группы Всеволод Медведев рассказал, что состав проекта был намеренно расширен по сравнению с базовым заданием института. Помимо чертежей, студентам впервые предложили сделать презентационный видео-ролик, в полной мере демонстрирующий особенности проекта. Но, пожалуй, самой сложной задачей было понять, почувствовать и попробовать изменить в лучшую сторону отношение общества к юным сиротам, инвалидам и правонарушителям.

Обычно по итогам защиты проектов преподаватели проводили внутренний конкурс, присуждая призовые места за лучшие концепции и награждая их авторов памятными подарками. На этот раз решено было поступить несколько иначе: были отмечены сразу пять равно достойных работ, которые мы и представляем в нашей публикации.

Полина Явна. «Гнездышко для сирот»

Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники

Автор проекта ставит перед собой задачу создать идеальную среду для детей, лишенных родительской любви. В качестве решения предлагается яркий архитектурный образ, очень похожий на птичье гнездо - теплое, уютное и защищенное от всех факторов внешней агрессии. Ассоциация с гнездом пронесена сквозь весь проект. Здание в плане имеет форму эллипса. Первый этаж служит своего рода остовом, над которым по кругу вырастают стены школы, оставляя свободным большой внутренний двор на эксплуатируемой и озелененной кровле первого этажа. Сюда же, во двор, вынесен объем спортивного зала и бассейна - округлый и гладкий, как яйцо. Фасады, закрученные по спирали, напоминают переплетенные прутья. Сходство с гнездом поддерживается и решением приподнять основное тело здания, его третий и четвертый этажи, на многочисленных тонких металлических опорах и пяти широких «ногах», вмещающих лестнично-лифтовые блоки. В результате, «гнездо» словно бы повисает в воздухе над зеленым холмом, где холм - это первый этаж школы, спрятанный за зеленым фасадом.

Функциональный состав здания включает все необходимое для обеспечения комфортной жизни и успешной учебной деятельности - здесь и просторные классы и рекреации с верхним светом, и отдельное звено начальной школы, и просторная столовая, и пространство для отдыха с видом на город, и уютная жилая зона. Во внутреннем дворе создан открытый амфитеатр, предусмотрены игровые и спортивные площадки. На набережной Москвы-реки устроен причал.


Яна Остапчук. «Воспитательный центр»

Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская

Учреждение рассчитано на работу с детьми и подростками с девиантным поведением. Особенность этого воспитательного центра состоит в том, что это не просто школа, но и место постоянного проживания и реабилитации детей.

Комплекс, состоящий из нескольких связанных друг с другом корпусов, занимает достаточно большую территорию, что позволяет разместить там все необходимые функции. Каждый из корпусов имеет свое назначение. Так, самый протяженный блок, вытянувшийся вдоль улицы, отведен под учебные классы, рекреации, клубно-кружковые помещения. Третий этаж полностью занят жилыми комнатами учащихся и соединен с соседним лечебно-реабилитационным корпусом переходом. Еще один объем предназначен для занятий по начальной профессиональной подготовке и дополнительному образованию.

Уличные фасады центра отделаны с помощью ажурной решетчатой конструкции, чей размытый рисунок напоминает полосы зебры. Именно этот сложный узор, опоясывающий комплекс, формирует его образ, который, по словам автора, должен олицетворять процесс изменений, развития и перевоспитания учеников.

Анна Тузова. «Интернат для детей-сирот»

Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе


Школа-интернат расположена на территории бывшего детского интерната №87, а ныне - психоневрологического санатория №44. Участок соседствует с национальным парком «Лосиный остров», жилым районом и лесопарковыми массивами. Существующие корпуса интерната решено включить в состав нового комплекса и отреставрировать. Еще два блока предполагается отстроить с нуля, разместив в них жилье для учеников и все необходимые медицинские помещения.

План и объем школы напоминает свободно завязанную в бантик ленту или две сцепленных руки, что, по мысли автора, должно символизировать заботу, внимание и поддержку. Фасады представляют собой кружевную мозаику, собранную с помощью жалюзийных элементов треугольной формы. В проекте предусмотрены все необходимые функции, в том числе медиатека, концертный зал и творческие мастерские. Для младших школьников организован выход во внутренний двор прямо из классов. Объемы мастерских и спортивного ядра имеют эксплуатируемую кровлю с видом на лес.

Алена Грузинова. «Школа для детей-инвалидов»

Школа и реабилитационный центр в Одинцовском районе Московской области

Школа запроектирована на месте бывшего пансионата Полушкино, расположенного вблизи существующей городской больницы. Перфорированные фасады комплекса создают жизнерадостный архитектурный образ и защищают интерьер от прямых солнечных лучей, наполняя классы мягким рассеянным светом. Череда учебных аудиторий прерывается просторными атриумными пространствами, перекрытыми фермами и витражом из атермального стекла, также обеспечивающего максимальное освещение.

Ученики школы - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому в проекте создана цикличная схема движения по всей территории школы с продуманной сетью пандусов и переходов, позволяющая детям беспрепятственно перемещаться из одной части здания в другую. Просчитаны нагрузки на определенные возрастные группы детей: они определили функциональное зонирование и планировку школы. Так, самые маленькие ученики обучаются исключительно на первом этаже, дети постарше занимают второй уровень. В зависимости от возраста детей разнится высота и протяженность пандусов, ставших в данном проекте не только способом передвижения, но и символом постепенного движения вверх, развития - образовательного и физического.

Анна Петрова. «Воспитательная колония»

Реконструкция Атлятской колонии для несовершеннолетних преступников в Челябинской области

В качестве площадки проектирования была выбрана ныне закрытая на реконструкцию Атлятская колония для несовершеннолетних преступников в Челябинской области. Участок площадью 12 га разделен на две части: мужскую и женскую. Центр включает в себя жилой комплекс, здания школы и учреждения профессионального образования, информационный центр, а также административный и медицинский блоки. Одноэтажная школа имеет прямую связь со зданием профессионального образования; в самом ее центре устроен остекленный внутренний двор.

Формируя строгий образ колонии, автор проекта пользуется приемом изъятия из основного тела здания отдельных объемов. На их месте появляются либо внутренние дворы, вырезанные внутри квадратного стилобата, либо террасы жилого блока, либо фрагменты эксплуатируемой кровли, превращенные в прогулочные зоны для подростков, содержащихся в условиях строгого режима и в дисциплинарном изоляторе.

По периметру участка и вдоль всех зданий располагаются галереи, которые, согласно авторскому замыслу, с одной стороны, олицетворяют путь, ведущий детей к исправлению, с другой - способствуют лучшей организованности, особенно в условиях строгого режима.

Современные проекты школьных зданий отличаются от проектов прошлых лет большим разнообразием архитектурно-планировочных решений, усложнением планов. Но какой должна быть архитектура школьных зданий – вопрос спорный. По этому поводу существует ряд мнений, которые противоречат друг другу. Одни считают, что оптимальный подход к проектированию – это модульный подход, где школьное здание – это своеобразный конструктор, который собирается и разбирается, достраивается по необходимости отдельными модулями. Другие считают, что каждое здание, особенно школа, должно отличаться от другого, быть уникальным.

Например, школа NY-Krohnborg в Бергене, Норвегия, отличается ярким колористическим решением, а ученики школы Leça do Balio в Матозиньюш, Португалия, привыкают к эстетике открытых пространств, игре света и объема и благородной комбинации дерева, пробки и камня с самого букваря.

В дореволюционном Новониколаевске школы также строились по индивидуальным проектам, причем от известного архитектора Андрея Крячкова . Для финансирования строительства городская управа запросила пособие от Кабинета в 1907 году, но вопрос о ссуде на строительство был решен лишь в 1910 году. Капитал состоял из 387 тыс. руб., в который вошли ссуды Министерства народного просвещения из специального фонда им. императора Петра I сроком на 20 лет, небольшого безвозвратного пособия того же министерства и отчисления от ссуды, полученной городом в связи с бедствием, причиненным пожаром в 1909 году. На эти средства было решено построить 13 городских школ различной вместимости. По условию, под которое давалась ссуда из Петровского фонда, строительство должно было осуществиться в рекордно короткие сроки – за два строительных сезона. В мае 1910 года городская управа заключила договор с архитектором Андреем Крячковым, согласно документу, он принимал на себя «общее заведывание техническим надзором, составление планов и смет для постройки Новониколаевским управлением в городе Новониколаевске каменных зданий – базарного корпуса и тринадцати городских школ». За 1911–1912 годы выстроено 12 двухэтажных зданий, обеспечивающих классными комнатами 76 комплектов учащихся (комплект – 50 учащихся на одного учителя по нормам Министерства народного просвещения). Радиус обслуживания населения одной школы определился в 500–800 м. Наиболее густо сеть школ покрыла Центральную часть – 5 школ – как наиболее старую и плотно заселенную; затем Вокзальную – 4 школы. В местах, тяготеющих к линии железной дороги и в направлении военного городка, а также в прибрежной части Закаменского района построено 3 школы. Из общего числа 8 зданий были трехкомплектные, т.е. с одновременным приемом 150 учащихся, 2 здания – четырехкомплектные и одно здание – пятикомплектное с соответствующими площадями классных комнат.

Так как все эти здания строились в одно время и были предназначены для одной цели, совершенно естественно решены они были по одной принципиальной схеме, хотя архитектором были использованы два варианта планов для трехкомплектных школ , а четырехкомплектные и пятикомплектные строились по планам, разработанным для каждой школы отдельно. В планировочном решении зданий школ Крячков применил «план романовского типа» для городской школы, разработанный в строительном комитете МНП различными специалистами. Типовая схема предназначалась для массового строительства в городах России небольших школьных зданий. Называлась она так потому, что в связи с готовящимся в России введением всеобщего начального образования для массового строительства городских школ был создан специальный фонд.

Все школы были хорошо благоустроены: при отсутствии общегородского водопровода и канализации в них был внутренний водопровод и система центрального водяного отопления с котлами и отопительной арматурой, выписанной из Варшавы. Большинство школ были построены на углах кварталов и поэтому хорошо просматривались с больших расстояний по многим улицам города. Школы со своими живописными силуэтами, ярким цветовым (красно-белым) строем, более крупным, по сравнению с преобладающей городской одноэтажной деревянной застройкой, масштабом контрастно выделялись в общей панораме города, привлекая к себе внимание. Они придавали некоторое стилевое единство городской архитектуре, еще не имеющей устойчивых традиций.

Школы Крячкова сохранились и по сей день, хотя не все используются по прямому назначению. Так, в здании одной из бывших школ теперь проходят спектакли Новосибирского областного театра кукол, в другой – театра «Старый дом». Только одна из школ Крячкова – теперь она носит номер 19 – в Октябрьском районе города продолжает ежедневно принимать учеников.

По индивидуальному проекту построена и последняя из сданных в эксплуатацию школ Новосибирска – в микрорайоне «Родники». Школа № 211 на ул. Гребенщикова, рассчитанная на 1 225 учеников, строилась в 2010 году генеральным застройщиком ООО «Энергомонтаж» и на его же средства. Школа состоит из четырех учебных корпусов, в ней есть концертный зал на 600 мест, 25-метровый бассейн, зимний сад, телескоп, спортивный, гимнастический и тренажерный залы, библиотека с читальным залом на 72 посадочных места.

В условиях дефицитных бюджетов рассчитывать на уникальные авторские проекты школ вряд ли приходится. Тем более, как и около 100 лет назад, в городе ощущается нехватка мест для учеников.

По словам мэра Новосибирска Анатолия Локтя, 36 школьных объектов нужно построить, отремонтировать и реконструировать. Так, сейчас ведется реконструкция школы № 82 в Дзержинском районе: там остановлен учебный процесс, здание приводится в порядок. Также найдено нестандартное решение для реконструкции школы № 155 в Октябрьском районе.

Началось и строительство новых школ. Так, в конце года откроется школа в «Горском» микрорайоне на 550 мест. Стоимость объекта – 480 млн руб.: 300 млн – федеральные средства, остальные вложения направлены из областного и городского бюджетов. В «Березовом» начали строить школу на 560 мест. Как подчеркнул Анатолий Локоть, Первомайский район в последнее время стремительно развивается, здесь развернулись строительные площадки, район растет. В связи с этим возникает вопрос развития социальной инфраструктуры. Несколько лет назад в микрорайоне «Березовый» был построен детский сад с бассейном. Теперь необходимо создавать места для школьников.

«При поддержке правительства Новосибирской области на средства федерального бюджета здесь приступили к строительству школы на 560 мест. Современный проект предусматривает строительство двух спортивных залов в здании школы, двух больших площадок для занятий спортом на прилегающей территории. Строительство ведется на зарезервированной площадке весьма активно. Предположительный срок сдачи объекта – декабрь 2017 года, но мы договариваемся со строителями и с региональным министерством ввести школу в эксплуатацию к 1 сентября следующего года», – подчеркнул мэр Анатолий Локоть.

Также идет строительство нового здания школы № 155 на Ключ-Камышенском плато. Первую очередь строительства школы планируют завершить к 1 сентября 2017 года. Тогда школьники смогут переселиться в новый корпус – старое здание будет снесено и на его месте возведена вторая часть школы. Полностью объект планируют сдать в эксплуатацию в декабре 2017 года.

Стоимость проекта с оборудованием – 613 млн руб. Предусмотрено строительство четырехэтажного здания школы на 750 мест общей площадью 17,2 тыс. м 2 . Первый конкурс уже отыгран: на 40 млн руб. генподрядчик (ООО «Орион») планирует возвести фундамент и первый этаж первой очереди школы, сметная стоимость которой составляет 340 млн руб.

Проекты всех строящихся школ были разработаны и прошли госэкпертизу несколько лет назад, поэтому каждый проект можно назвать индивидуальным. Сейчас Минстрой России призывает использовать типовые проекты. Так, в декабре 2015 года нормативно-технический совет по отбору типовой проектной документации при Минстрое рекомендовал включить в реестр типовой проектной документации 27 школ. В том числе в библиотеку типовых проектов внесены четыре школы вместимостью более 1 тыс. мест – это школа на 1,2 тыс. мест в Сыктывкаре, школа на 1 360 мест в микрорайоне «Крутые Ключи» в Самаре, школа на 1 тыс. мест с бассейном в микрорайоне «Красногорка» города Бор Нижегородской области и школа на 1,1 тыс. мест в микрорайоне «Гладкова» в Чебоксарах. До этого в реестре уже содержались сведения о 16 проектах школ. В Минстрое считают, что создание реестра проектов повторного применения для строительства социально значимых объектов позволит существенно сократить сроки строительства и снизить стоимость проектов: затраты на проектирование и экспертизу станут минимальными и будут касаться лишь привязки конкретного объекта к местности. Также сократятся сроки прохождения государственной экспертизы проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства.

Однако поиск проекта идеального школьного здания продолжается. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил о планах строительства в 2016–2017 годах в каждом субъекте РФ по одной крупной, современной школе. Тем самым будет начата программа по созданию в стране 6,5 млн новых мест в образовательных учреждениях. По его словам, непосредственно самим строительством займется подведомственная организация, задача которой будет заключаться в обеспечении технической реализации проекта. Вместе с тем будет существовать межведомственный совет, который будет принимать принципиальные политические решения. В такой совет войдут представители Минстроя, Минздрава, Роспотребнадзора, МЧС и общественности. Строительство образцовых школ может занять около года.

Общая классификация
Главным признаком классификации школ является их назначение. По этому принципу
они подразделяются на:
1. общеобразовательные школы и школы-интернаты;
2. специализированные школы и школы-интернаты для углубленной подготовки детей;
3. оздоровительные и санаторно-лесные школы;
4. спецшколы для детей с отставанием физического и умственного развития;
Общеобразовательные учреждения включают:
➔ начальную,
➔ основную,
➔ среднюю,
➔ среднюю общеобразовательную школу с углуб. изучением отдельных предметов
➔ гимназию
➔ лицей

Объемно-планировочное
решение
Высота здания не больше 3 этажей.
Наполняемость класса не более 25 человек.
Помещения школ принято делить на две группы:
1. Учебные помещения
- классные помещения для 1-4 классов (I ступень обучения)
- учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5-11 классов (II и III ступени
обуч.)
- помещения для трудового обучения и проф. ориентации
2. Общешкольные помещения
- актовый и физкультурный залы
- пищеблок
- мастерские
- административно-хозяйственные помещения
- библиотека и др.

Наиболее часто встречающиеся объемно-пространственные композиции школьных
зданий в зависимости от характера взаиморасположения основных групп помещений
условно разделяют на три типа(рис. 1):
➢ линейный;
➢ периметральный;
➢ блочный.
Линейная композиция может быть выражена в нескольких вариантах: Н-образная,
крестообразная и т. д. Она довольно компактна, проста в конструктивном решении.
Недостатком ее является трудно преодолимая «коридорность» интерьера. Линейная
композиция целесообразна при сравнительно небольшой вместимости школ (до 20
классов), предназначенных для центральных районов с относительно спокойным рельефом
местности (рис. 2).
Периметральная композиционная схема характеризуется размещением групп
помещений вокруг открытого двора, который предназначен для отдыха во время перемен и
различных школьных ритуалов. Такая композиция достаточно компактна даже при
большой вместимости школы. «Закольцованность» горизонтальных коммуникаций
создает удобства связи помещений, что важно при кабинетной системе обучения.

Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг
зальных пространств.
Блочная композиционная схема наиболее гибка, она может быть представлена во
множестве вариантов. При этой композиции здание школы состоит из функциональных
блоков, соединенных между собой переходами, или примыкающих друг к другу без
переходов.
Первый вариант позволяет достичь полной изоляции каждой возрастной группы и
обеспечить связь рекреаций со школьным участком. Однако при таком решении
удлиняются коммуникационные связи и повышается стоимость ученического места.
Другой вариант лишен этих недостатков и в настоящее время получает широкое
применение. Блочная структура позволяет, не нарушая типового решения блоков,
варьировать композиции школьных зданий применительно к местным условиям.
Кроме основных приемов композиции встречаются и другие, основанные на полном
разделении блоков (павильонная композиция), на выделении развитого школьного центра,
решенные в виде сложной развивающейся структуры и т. п.

Рис. 1.
Композиционные
варианты школьных
зданий:
линейные;
периметральные;
блочные.

Интересные решения фасадов школ
650 солнечных панелей
покрыли весь южный
фасад школы «Animo
Leadership School»,
которая находится
неподалеку от
Интернационального
аэропорта Лос-Анджелеса
и 105-го шоссе.

Здание
эстонского
учебного
центра с
необычным
фасадом из
"пчелиных"
сот

Школа в Индии
В Калькутте появилась школа
с необычными фасадами по
проекту дизайн-студии Abin
Design Studio

Чтобы
поддержать
визуальное
решение фасадов,
интерьеры были
выдержаны в
нейтральных
белых и светлосерых тонах.

Многофункциональный
учебный
комплекс в
Париже
Образовательный
комплекс включает
в себя детский сад,
школу и
студенческое
общежитие.

Структура, предложенная архитекторами, основана на принципе абсолютной
функциональности, а также морфологического разделения и автономии всех трех
элементов здания. Кухню архитекторы расположили в подземном уровне, школа заняла
три первых этажа на уровне земли, а над ней были спроектированы жилые помещения.

Чтобы усилить
перетекание школы в парк,
ее стены отделаны
панелями зеленого цвета и
местами украшены
вертикальным
озеленением. Жилые же
башни «оплетены» более
узкими рейками «под
дерево».

От фасада жилых помещений школу
отделяет широкий козырек-навес. Его
нижняя поверхность представляет собой
перфорированное зеркало из нержавеющей
стали, что создает на школьной площадке
для игр особую атмосферу. В озеленении
этой площадки растения искусно
подобраны по цветам, а плавный переход
от площадки к парку трактован как огород.
Так возникает впечатление островка
спокойствия и природы среди плотной
городской застройки.
Понравилась статья? Поделитесь ей