Контакты

Архитектура общественных зданий. Мархи: лучшие проекты на тему «школа

Продолжаем знакомить читателей с лучшими работами студентов МАРХИ, выполненными под руководством преподавателей Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басария

информация:

В рамках курсовой работы студентам 4-го курса кафедры «ПРОМ» было предложено подготовить проект на тему «Школа», причем речь шла о специальном учебном заведении - таком, как школа для детей с ограниченными возможностями, воспитательная колония и интернат для детей-сирот. Задача не из легких, поскольку студентам надо было учитывать специфические особенности подобных учреждений, к примеру, охраняемый периметр и строгое разделение подростков на группы в воспитательных колониях. Поэтому учащиеся должны были осмыслить особый режим и образ жизни внутри колонии, чтобы правильно спроектировать ее учебно-производственный центр. Не менее сложную специфику имеет и интернат для сирот. Здесь необходимо было предусмотреть не только школу, но и жилые площади. Непростым испытанием для начинающих архитекторов стала задача спроектировать школу для детей-инвалидов. Студентам пришлось детально изучить весь перечень жестких коммуникационных, социальных и санитарных требований.

В качестве площадок проектирования были выбраны реальные участки в Москве и ближайшем Подмосковье: заброшенные пионерские лагеря, воспитательные колонии, нуждающиеся в реконструкции, или ныне не функционирующие школы и интернаты.

Один из руководителей группы Всеволод Медведев рассказал, что состав проекта был намеренно расширен по сравнению с базовым заданием института. Помимо чертежей, студентам впервые предложили сделать презентационный видео-ролик, в полной мере демонстрирующий особенности проекта. Но, пожалуй, самой сложной задачей было понять, почувствовать и попробовать изменить в лучшую сторону отношение общества к юным сиротам, инвалидам и правонарушителям.

Обычно по итогам защиты проектов преподаватели проводили внутренний конкурс, присуждая призовые места за лучшие концепции и награждая их авторов памятными подарками. На этот раз решено было поступить несколько иначе: были отмечены сразу пять равно достойных работ, которые мы и представляем в нашей публикации.

Полина Явна. «Гнездышко для сирот»

Школа-интернат в Москве на улице Нижние Мневники

Автор проекта ставит перед собой задачу создать идеальную среду для детей, лишенных родительской любви. В качестве решения предлагается яркий архитектурный образ, очень похожий на птичье гнездо - теплое, уютное и защищенное от всех факторов внешней агрессии. Ассоциация с гнездом пронесена сквозь весь проект. Здание в плане имеет форму эллипса. Первый этаж служит своего рода остовом, над которым по кругу вырастают стены школы, оставляя свободным большой внутренний двор на эксплуатируемой и озелененной кровле первого этажа. Сюда же, во двор, вынесен объем спортивного зала и бассейна - округлый и гладкий, как яйцо. Фасады, закрученные по спирали, напоминают переплетенные прутья. Сходство с гнездом поддерживается и решением приподнять основное тело здания, его третий и четвертый этажи, на многочисленных тонких металлических опорах и пяти широких «ногах», вмещающих лестнично-лифтовые блоки. В результате, «гнездо» словно бы повисает в воздухе над зеленым холмом, где холм - это первый этаж школы, спрятанный за зеленым фасадом.

Функциональный состав здания включает все необходимое для обеспечения комфортной жизни и успешной учебной деятельности - здесь и просторные классы и рекреации с верхним светом, и отдельное звено начальной школы, и просторная столовая, и пространство для отдыха с видом на город, и уютная жилая зона. Во внутреннем дворе создан открытый амфитеатр, предусмотрены игровые и спортивные площадки. На набережной Москвы-реки устроен причал.


Яна Остапчук. «Воспитательный центр»

Коррекционно-профилактическое учреждение в Москве на улице Большая Переяславская

Учреждение рассчитано на работу с детьми и подростками с девиантным поведением. Особенность этого воспитательного центра состоит в том, что это не просто школа, но и место постоянного проживания и реабилитации детей.

Комплекс, состоящий из нескольких связанных друг с другом корпусов, занимает достаточно большую территорию, что позволяет разместить там все необходимые функции. Каждый из корпусов имеет свое назначение. Так, самый протяженный блок, вытянувшийся вдоль улицы, отведен под учебные классы, рекреации, клубно-кружковые помещения. Третий этаж полностью занят жилыми комнатами учащихся и соединен с соседним лечебно-реабилитационным корпусом переходом. Еще один объем предназначен для занятий по начальной профессиональной подготовке и дополнительному образованию.

Уличные фасады центра отделаны с помощью ажурной решетчатой конструкции, чей размытый рисунок напоминает полосы зебры. Именно этот сложный узор, опоясывающий комплекс, формирует его образ, который, по словам автора, должен олицетворять процесс изменений, развития и перевоспитания учеников.

Анна Тузова. «Интернат для детей-сирот»

Школа-интернат в Москве, Метрогородок, Открытое шоссе


Школа-интернат расположена на территории бывшего детского интерната №87, а ныне - психоневрологического санатория №44. Участок соседствует с национальным парком «Лосиный остров», жилым районом и лесопарковыми массивами. Существующие корпуса интерната решено включить в состав нового комплекса и отреставрировать. Еще два блока предполагается отстроить с нуля, разместив в них жилье для учеников и все необходимые медицинские помещения.

План и объем школы напоминает свободно завязанную в бантик ленту или две сцепленных руки, что, по мысли автора, должно символизировать заботу, внимание и поддержку. Фасады представляют собой кружевную мозаику, собранную с помощью жалюзийных элементов треугольной формы. В проекте предусмотрены все необходимые функции, в том числе медиатека, концертный зал и творческие мастерские. Для младших школьников организован выход во внутренний двор прямо из классов. Объемы мастерских и спортивного ядра имеют эксплуатируемую кровлю с видом на лес.

Алена Грузинова. «Школа для детей-инвалидов»

Школа и реабилитационный центр в Одинцовском районе Московской области

Школа запроектирована на месте бывшего пансионата Полушкино, расположенного вблизи существующей городской больницы. Перфорированные фасады комплекса создают жизнерадостный архитектурный образ и защищают интерьер от прямых солнечных лучей, наполняя классы мягким рассеянным светом. Череда учебных аудиторий прерывается просторными атриумными пространствами, перекрытыми фермами и витражом из атермального стекла, также обеспечивающего максимальное освещение.

Ученики школы - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, поэтому в проекте создана цикличная схема движения по всей территории школы с продуманной сетью пандусов и переходов, позволяющая детям беспрепятственно перемещаться из одной части здания в другую. Просчитаны нагрузки на определенные возрастные группы детей: они определили функциональное зонирование и планировку школы. Так, самые маленькие ученики обучаются исключительно на первом этаже, дети постарше занимают второй уровень. В зависимости от возраста детей разнится высота и протяженность пандусов, ставших в данном проекте не только способом передвижения, но и символом постепенного движения вверх, развития - образовательного и физического.

Анна Петрова. «Воспитательная колония»

Реконструкция Атлятской колонии для несовершеннолетних преступников в Челябинской области

В качестве площадки проектирования была выбрана ныне закрытая на реконструкцию Атлятская колония для несовершеннолетних преступников в Челябинской области. Участок площадью 12 га разделен на две части: мужскую и женскую. Центр включает в себя жилой комплекс, здания школы и учреждения профессионального образования, информационный центр, а также административный и медицинский блоки. Одноэтажная школа имеет прямую связь со зданием профессионального образования; в самом ее центре устроен остекленный внутренний двор.

Формируя строгий образ колонии, автор проекта пользуется приемом изъятия из основного тела здания отдельных объемов. На их месте появляются либо внутренние дворы, вырезанные внутри квадратного стилобата, либо террасы жилого блока, либо фрагменты эксплуатируемой кровли, превращенные в прогулочные зоны для подростков, содержащихся в условиях строгого режима и в дисциплинарном изоляторе.

По периметру участка и вдоль всех зданий располагаются галереи, которые, согласно авторскому замыслу, с одной стороны, олицетворяют путь, ведущий детей к исправлению, с другой - способствуют лучшей организованности, особенно в условиях строгого режима.

Общая классификация
Главным признаком классификации школ является их назначение. По этому принципу
они подразделяются на:
1. общеобразовательные школы и школы-интернаты;
2. специализированные школы и школы-интернаты для углубленной подготовки детей;
3. оздоровительные и санаторно-лесные школы;
4. спецшколы для детей с отставанием физического и умственного развития;
Общеобразовательные учреждения включают:
➔ начальную,
➔ основную,
➔ среднюю,
➔ среднюю общеобразовательную школу с углуб. изучением отдельных предметов
➔ гимназию
➔ лицей

Объемно-планировочное
решение
Высота здания не больше 3 этажей.
Наполняемость класса не более 25 человек.
Помещения школ принято делить на две группы:
1. Учебные помещения
- классные помещения для 1-4 классов (I ступень обучения)
- учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5-11 классов (II и III ступени
обуч.)
- помещения для трудового обучения и проф. ориентации
2. Общешкольные помещения
- актовый и физкультурный залы
- пищеблок
- мастерские
- административно-хозяйственные помещения
- библиотека и др.

Наиболее часто встречающиеся объемно-пространственные композиции школьных
зданий в зависимости от характера взаиморасположения основных групп помещений
условно разделяют на три типа(рис. 1):
➢ линейный;
➢ периметральный;
➢ блочный.
Линейная композиция может быть выражена в нескольких вариантах: Н-образная,
крестообразная и т. д. Она довольно компактна, проста в конструктивном решении.
Недостатком ее является трудно преодолимая «коридорность» интерьера. Линейная
композиция целесообразна при сравнительно небольшой вместимости школ (до 20
классов), предназначенных для центральных районов с относительно спокойным рельефом
местности (рис. 2).
Периметральная композиционная схема характеризуется размещением групп
помещений вокруг открытого двора, который предназначен для отдыха во время перемен и
различных школьных ритуалов. Такая композиция достаточно компактна даже при
большой вместимости школы. «Закольцованность» горизонтальных коммуникаций
создает удобства связи помещений, что важно при кабинетной системе обучения.

Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг
зальных пространств.
Блочная композиционная схема наиболее гибка, она может быть представлена во
множестве вариантов. При этой композиции здание школы состоит из функциональных
блоков, соединенных между собой переходами, или примыкающих друг к другу без
переходов.
Первый вариант позволяет достичь полной изоляции каждой возрастной группы и
обеспечить связь рекреаций со школьным участком. Однако при таком решении
удлиняются коммуникационные связи и повышается стоимость ученического места.
Другой вариант лишен этих недостатков и в настоящее время получает широкое
применение. Блочная структура позволяет, не нарушая типового решения блоков,
варьировать композиции школьных зданий применительно к местным условиям.
Кроме основных приемов композиции встречаются и другие, основанные на полном
разделении блоков (павильонная композиция), на выделении развитого школьного центра,
решенные в виде сложной развивающейся структуры и т. п.

Рис. 1.
Композиционные
варианты школьных
зданий:
линейные;
периметральные;
блочные.

Интересные решения фасадов школ
650 солнечных панелей
покрыли весь южный
фасад школы «Animo
Leadership School»,
которая находится
неподалеку от
Интернационального
аэропорта Лос-Анджелеса
и 105-го шоссе.

Здание
эстонского
учебного
центра с
необычным
фасадом из
"пчелиных"
сот

Школа в Индии
В Калькутте появилась школа
с необычными фасадами по
проекту дизайн-студии Abin
Design Studio

Чтобы
поддержать
визуальное
решение фасадов,
интерьеры были
выдержаны в
нейтральных
белых и светлосерых тонах.

Многофункциональный
учебный
комплекс в
Париже
Образовательный
комплекс включает
в себя детский сад,
школу и
студенческое
общежитие.

Структура, предложенная архитекторами, основана на принципе абсолютной
функциональности, а также морфологического разделения и автономии всех трех
элементов здания. Кухню архитекторы расположили в подземном уровне, школа заняла
три первых этажа на уровне земли, а над ней были спроектированы жилые помещения.

Чтобы усилить
перетекание школы в парк,
ее стены отделаны
панелями зеленого цвета и
местами украшены
вертикальным
озеленением. Жилые же
башни «оплетены» более
узкими рейками «под
дерево».

От фасада жилых помещений школу
отделяет широкий козырек-навес. Его
нижняя поверхность представляет собой
перфорированное зеркало из нержавеющей
стали, что создает на школьной площадке
для игр особую атмосферу. В озеленении
этой площадки растения искусно
подобраны по цветам, а плавный переход
от площадки к парку трактован как огород.
Так возникает впечатление островка
спокойствия и природы среди плотной
городской застройки.

Группа зданий учебно-воспитательного назначения включает: дошкольные учреждения общего типа и специализированные, оздоровительные и объединенные с начальной школой, общеобразовательные и специализированные школы и школы - интернаты, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние и высшие учебные заведения и пр.

Существуют государственные и частные учебно-воспитательные учреждения, в которых предусматривается весьма широкий диапазон педагогичесюгх, медицинских и других услуг. Размещаются эти учреждения, как правило, в отдельно стоящих специализированных зданиях, но также и в пристроенных к жилым зданиям (или встроенных) объемах. Ниже рассматриваются государственные (муниципальные) учреждения, размещаемые в отдельных зданиях.

Дошкольные учреждения

Они предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми, а также методическую помощь родителям. Предназначены для групп детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет- детские ясли, а также от 3 до 6 (7) лет - детские сады. Расчетная вместимость здания яслей не должна превышать 10 групп (200 мест), здания детсада - 12 групп (240 мест). Вместимость помещений группы не должна быть менее 10 мест в дошкольных учреждениях общего типа и не менее 5-в малых дошкольных учреждениях.

Детские дошкольные учреждения - ясли и сады, - в условиях массового строительства, как правило, объединяются в одном, отдельно стоящем здании. Объемно-планировочная структура зданий детских дошкольных учреждений строится на основе функциональных связей между основными группами помещений ().

В некоторых случаях, в частности в сельских населенных пунктах, детские ясли и сад объединяются с отделением общеобразовательной школы в составе учебно-воспитательного комплекса. Это способствует преемственности и цельности педагогического процесса, эффективности медицинского обслуживания детей, создает удобство для многодетных родителей (воспитание и обучение разновозрастных детей в одном месте).

Предусматриваются следующие типы дошкольных учреждений: дошкольные учреждения (ДУ) общего типа - от 4 до 10 детских групп, центр дошкольного воспитания (ЦДВ) - от 6 до 12 детеких групп (рис. 14.3), комплекс дошкольного воспитания (КДВ) - до 60 детских групп, учебно-воспитательный комплекс (УВК) - от 2 до 6 детских групп при школьном отделении не более 12 ученических классов, дошкольное учреждение с первыми классами а также малые дошкольные учреждения. По желанию родителей и решению администрации может быть изменен профиль дошкольного учреждения в целом или отдельных детских групп.

В зависимости от числа детских групп дошкольные учреждения подразделяют на здания малой - до 4 групп, средней - до 5 - 8 групп и большой вместимости - до 9 - 14 групп. При вместимости более 14 групп создаются комплексы зданий.

В качестве объектов массового строительства, размещаемых в отдельном здании рекомендуются: дошкольные учреждения общего типа на 4, 6, 8, 10 групп, центр дошкольного воспитания на 6, 8, 10, 12 детских групп, групповые отделения комплекса дошкольного воспитания на 2, 3, 4 группы. Комплекс дошкольного воспитания объединяет систему дошкольных учреждений (от 4 до 12), размещенных в отдельно стоящих и пристроенных к жилым домам зданиях. В составе комплекса проектируются также бассейн, зал-арена, помещения для детских кружков и секций, методические, административные, хозяйственные помещения. Учебно-воспитательный комплекс объединяет дошкольное отделение на 2, 3, 4, 6 групп и общеобразовательную школу I, I-II или I-II-III ступени.

Согласно требованиям действующих норм детские ясли - сады проектируют вместимостью 50, 95, 140, 190, 280 и 330 мест, соответственно на 2, 4, б, 8, 12 и 14 групп. Комплекс детских яслей - садов проектируется на 560-660 мест (на 24 - 28 групп). Средняя по России ориентировочная суммарная вместимость детских садов - яслей составляет 70-90 мест на 1000 жителей. Но этот показатель должен корректироваться для каждого населенного пункта, исходя из конкретной демографической ситуации и потребности в детских дошкольных учреждениях.

Градостроительная практика показала, что для жилого района с населением более 4000 жителей наиболее экономичны детские ясли - сады вместимостью 280 и 330 мест, менее 4000, - 140 и 190 мест. Здания, объединяющие детские ясли - сад и начальную общеобразовательную школу вместимостью (25+40) и (50+80) мест целесообразно проектировать в малых городах, небольших населенных пунктах(рис. 14.4).

Архитектурное решение зданий и комплексов принимается в соответствии с характером окружающей застройки: в малоэтажной(коттеджной, усадебной) застройке рекомендуется размещение малых дошкольных учреждений вместимостью 0,5-3 группы, в 3-7 этажной застройке - вместимостью 4-10 групп, в застройке в 7-9 и более этажей рекомендуются здания на 8-10 групп.

Размещаются детские дошкольные учреждения общего типа в жилой застройке равномерно, из условия радиуса обслуживания 300 м в городах и 500 м в сельских поселениях, предпочтительно на озелененной территории, объединяющей участки яслей - садов и общеобразовательной школы.

Площадь земельного участка, занимаемого детским дошкольным учреждением, зависит от вместимости и природно-климатических условий района строительства. Площадь территории на одно место принимается из расчета: для яслей - садов до 100 мест - 40 м 2 , от 100 до 500 мест - 35 м 2 , свыше 500 мест - 30 м 2 ; при строительстве в климатических подрайонах 1А, 1Б, 1Г, 1Д и ПА размеры участка могут быть уменьшены на 30-40%; при строительстве на рельефе с уклоном более 20% площадь участка допускается сократить на 15%.

Сформировалось три основных композиционных решения детского дошкольного учреждения; централизованный тип (единый объем, связи между группами помещений внутри здания), блокированные здания (связи между блоками по отапливаемому переходу), павильонный тип (связи по не отапливаемому крытому переходу или по открытому участку). Наиболее экономичен и удобен в эксплуатации централизованный тип двухэтажного здания, который и используется в массовом строительстве.

Объемно-планировочное решение детского дошкольного учреждения строится на основе трех базовых групп: помещения детской группы (раздевальная, приемная комната, игровая, групповая, спальня, туалеты, буфетные), общие помещения для всех детских групп (залы для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой - инвентарной, методический кабинет, медицинская комната, процедурный кабинет с помещением для приготовления дезинфицирующих средств, изолятор) и административно-хозяйственные помещения (пищеблок, кабинет заведующего, хозяйственная кладовая и др.).

Главными помещениями являются групповые (в детских садах) и игровые (в яслях), к которым примыкают буфетная и туалет (в детских садах два помещения, - умывальная и уборная, в яслях - одно общее помещение). Входящие также в состав детских групп спальни отделяются от помещений групповых раздвижными перегородкам.

В составе площадей детских яслей - садов, проектируемых для суровых условий 1 климатического района, предусматриваются отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 1,8 м 2 на 1 место для яслей и 2 м 2 - для детских садов. Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возраста должны быть раздельными (рис. 14.5).

Размеры ванны в бассейнах принимаются не менее 3x6 м для одного детского дошкольного учреждения и не менее 6x10 м - для комплекса дошкольных учреждений.

Площадь зала принимается: для музыкальных занятий, - из расчета не менее 2 м 2 , для физкультурных занятий - 4 м 2 на одно место в дошкольной группе.

Планировочное решение детского сада - яслей предполагает создание своеобразных автономных комплексов- групповых ячеек, - включающих все помещения каждой группы и отдельный вход. Для ясельных групп отдельный вход предусматривается, как правило, для каждой группы. Для детского сада допускается один вход на четыре группы. Следует учесть, что из каждой групповой ячейки и прогулочной веранды должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Площади помещений групповой ячейки приведены в таблице 14.3.


В качестве дополнительных рекомендуется включить в состав групповой ячейки следующие помещения: игровую 12 м 2 , ванну-бассейн (с ванной 1,8х1,8 м и кабиной для переодевания) 12 м 2 , открытую террасу-солярий 12 м 2 , открытую террасу-манеж 12 м 2 , комнату сушки одежды 4 м 2 , комнату персонала с санузлом 8 м 2 .

Состав и площади специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений ДУ общего типа и ЦДВ приведены в таблице 14.4.




Этажность детских дошкольных учреждений зависит от степени огнестойкости здания и числа мест: здания 1, II и III степеней огнестойкости с числом мест до 150 возводят одно- или двухэтажными, здания I, II степеней и вместимостью до 350 мест - трехэтажными. Для последних нормами предусматриваются планировочные и конструктивные ограничения: на третьем этаже следует располагать помещения только старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, прогулочные веранды и служебно-бытовые помещения. Трехэтажное здание должно проектироваться не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест. Приведенные требования относятся к детским дошкольным учреждениям общего типа, здания специализированных учреждений должны иметь II степень огнестойкости и независимо от числа мест проектироваться не выше двух этажей.

Помещения длительного пребывания детей(групповые, игровые) должны быть хорошо освещены естественным светом (К.Е.О.=1.5%), что обеспечивается при общей площади окон 1/4-1/5 от плошади пола этих помещений.

В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г в приемных и раздевальных помещениях, в туалетах и моечных кухонной посуды допускается освещение вторым светом (через фрамуги, остекленные перегородки и т.п.). Буфетные, приемные изолятора и комнаты персонала могут не иметь естественного освещения.

Общеобразовательные учреждения

К ним относятся общеобразовательные школы I ступени (начальное образование, 14 классы), II ступени (основное образование, 5-9 классы) и III ступени образования (полное среднее образование, 10-11 или 9-11 классы), а также гимназии, лицеи и др. (рис. 14.6).

Назначение общеобразовательной школы - обучение и воспитание детей и подростков с 7 (6) до 17 (18) лет. Планируется переход на 12-летнее обучение. Вместимость школьного здания определяется количеством параллельных классов, В зависимости от этого различают одно-, двух-, трех-, четырех комплектные школы.

В составе микрорайона могут размещаться одно- трехкомплектные школы, - основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Последняя может размещаться и в жилом районе города. Школы являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объем школьных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объемы других объектов общественного назначения в микрорайоне. Значительные размеры здания школы, его объемно - пространственная композиция во многом формируют архитектуру окружающей застройки. В последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Весьма актуальны такие комплексы для районов Крайнего Севера (см. рис. 14.7, 14.8).

В микрорайонах с населением от 6 до 12 тыс. жителей строятся полные средние школы, с населением до 18 тыс. жителей - школьные комплексы с объединенными общешкольными помещениями (спортивными и актовыми залами и др.). Основным типом, принятым для условий современной городской застройки является школа на 33 класса (1266 учащихся), что отвечает сложившейся демографии и системе обучения (рис. 14.9).

В основу объемно - планировочной структуры современного школьного здания положен блочный принцип, базирующийся на четком функциональном зонировании всего объема здания. В результате, в соответствии с учебным процессом, возрастом учащихся, объединяются и группируются близкие по функциям помещения, формируются их блоки (рис. 14.10, 14.11, 14.12).

Высота современных школьных зданий принимается с учетом численности учащихся и степени огнестойкости: вместимостью до 270 учащихся и степенями огнестойкости HI а, V здание проектируется 1-этажным, IV степени огнестойкости - 2-этажным; вместимостью до 350 уч. и III 6 степенью огнестойкости - 2-этажным; до 1600 уч. и III степенью огнестойкости - 3-этажным. Здания 1, II степеней огнестойкости могут проектироваться 4-этажными. При этом, на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений - не более 25%. Блочная структура позволяет проектировать гардеробные и выходы на участок для отдельных возрастных групп. Это обеспечивает максимальное использование пришкольной территории для пребывания детей на свежем воздухе во время перемен.

Основными группами помещений общеобразовательной школы являются учебные и общешкольные.

В ряде случаев этот перечень может быть дополнен. Например, в школах - интернатах, в школах продленного дня (с длительным или круглосуточным пребыванием учащихся) предусматривается группа спальных помещений.

Учебная группа помещений включает: учебные классы по основам наук с соответствующими учебными кабинетами и лабораториями, специализированные кабинеты, помещения по трудовому обучению и профессиональной ориентации, библиотеку-информационный центр, рекреации, кабинеты школьной администрации, медицинские помещения, вестибюль с гардеробом.

Площадь основных учебных помещений следует принимать из расчета 24 учащихся в помещении.

Расчетные показатели площади основных учебных помещений следует принимать не менее: для учебного класса (кабинета) - 3 м 2 /уч, мастерских по изучению технологий и труда - 7,5 м 2 /уч., специализированных мастерских для профильного обучения - 9 м 2 /уч., кабинетов черчения и рисования - 2,4 м 2 /чел, актового зала - 0,22 м 2 /чел, спортивного зала - 0,9 м 2 /чел.

Библиотека проектируется из расчета 0,0035 м 2 /ед. фонда хранения и 2,4 м2/читательское место. На 10000 единиц хранения предусматривается 15 читательских мест. В полной средней школе с двумя параллельными потоками размещают библиотеку на 20000 ед. хранения и 30 читательских мест.

Административные помещения включают: кабинет директора площадью 16-25 м 2 , три кабинета заместителей, канцелярию и комнату технического персонала по 12 м 2 .

Медицинские помещения проектируются в составе трех кабинетов(включая медицинскую комнату, процедурную и кабинет зубного врача) площадью по 16-18 м 2 .

Кладовая уборочного инвентаря площадью 8 м 2 предусматривается на каждом этаже.

Площадь вестибюля с гардеробом принимается из расчета 0,35 м 2 /уч., рекреаций - 2 м 2 /уч. Рекреационные помещения располагаются при учебных помещениях на этажах в форме залов или уширенных (до 2,8 м) коридоров.

Санузлы для учащихся проектируют из расчета 0,15 м 2 /уч. При уборной для девочек предусматриваются кабины личной гигиены (1 на 70 девочек). Санузлы для персонала размещают отдельно.

Общешкольная группа помещений включает: центр досуга, зрительный зал с эстрадой и кинопроекционной, лекционную аудиторию, спортивные залы и бассейн с обслуживающими помещениями, кабинеты и студии для кружковой работы (художественного воспитания, технического творчества и др.) а также столовую с кухонным блоком, видео-кафе с буфетом.

Центр досуга (рекреационный центр) включает: зал-форум из расчета 1,5 м 2 /уч, вестибюль с гардеробом площадью 0,3-0,4 м 2 /посетителя, административные помещения площадью (16-24 м 2)х4, медицинский кабинет 18 м 2 , комнату родителей 30 м 2 , комнаты инженерно-технического персонала 12 м 2 хЗ, санузлы из расчета 1 унитаз и 2 писсуара на 100 мужчин и 1 унитаз на 50 женщин. Предполагается посещение центра учащимися соседних школ а также местным населением. Использование этой группы помещений возможно на коммерческой основе, с предоставлением платных услуг.

Для общей физической подготовки, занятий гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта проектируются спортзалы размерами 12x15 м, 18x15 м высотой до низа выступающей конструкции 4,6-6,0 м, 24x15 (12) м высотой 6-7 м. 36(30)х18 м, 42x24 м высотой 7-8 м. Площадь пола спортзала назначается из расчета не менее 1,4 м 2 /уч, К спортзалу примыкают: тренерская с инвентарной 10-20 м 2 , кладовая хранения уборочного инвентаря 4 м 2 (одна на группу залов), раздевальные, душевые и уборные для занимающихся.

Бассейн проектируется с двумя ваннами- основной размерами 25,0x11,5 (и более) м и дополнительной -для обучения плаванию 10x6 м. Глубина воды(переменная, от наименьшей к наибольшей) соответственно 1,2-1,8 м и 0,60-0,85 м.

При спортзалах и бассейне предусматриваются раздевальные с душевыми для мальчиков и девочек. Раздевальные оборудуются одноярусными шкафами размером в плане 600x300 мм. При раздевальной проектируется уборная (1 унитаз и 1 умывальник). При бассейне предусматривается кабинет медсестры с лабораторией анализа воды (6+6) м 2 .

Зрительный зал проектируется из расчета не менее 0,7 м 2 /место с количеством мест не менее 60% учащихся. Киноаппаратная принимается площадью 27 м 2 . При зрительном зале следует разместить лекционную аудиторию на 2-3 учебных группы площадью 1 м 2 /место.

При проектировании здания школы все основные учебные помещения должны быть размещены в наземных этажах. Они должны быть хорошо изолированы от источников распространения шума и запахов.

Учебно-производственные помещения (комнаты ручного труда, учебные мастерские по обработке дерева и металла с примыкающей инструментальной кладовой, учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации) следует размещать на первом этаже.

Спортивные залы проектируют на первом этаже с самостоятельным выходом на участок.

Столовые в общеобразовательных школах проектируют, как правило, доготовоч-ного типа и рассчитывают на обслуживание всех учащихся в четыре посадки, т. е., на 25% вместимости школы.

Гардеробные верхней одежды проектируются централизованными (при вестибюле) или раздельными (по разновозрастным группам, поэтажно при рекреациях, по классам).

Кабинет директора и канцелярию следует располагать на первом этаже вблизи главного входа. Также при входе должна быть расположена комната технического персонала.

Условием создания полноценной гигиенической среды в учебных помещениях является обеспечение требуемого уровня естественного освещения и необходимой инсоляции. Это достигается правильной ориентацией окон учебных помещений по сторонам горизонта (см. табл. 14.5)




Наиболее полно отвечает этим требованиям объемно - планировочное решение школьного здания с односторонним размещением учебных классов и кабинетов. Возможно также двустороннее размещение углом, но совершенно недопустимо обращение окон на три-, четыре стороны горизонта, т. к. в этом случае любая ориентация фасада не сможет обеспечить требуемые параметры микроклимата и световой режим. Опыт эксплуатации школьных зданий показал, что наиболее эффективной с точки зрения обеспечения требуемого естественного освещения (К.Е.О 1,5-2,5%) в учебных помещениях является каркасно-панельная система здания с высотой этажа 3,3 м и глубиной класса до 6 м. Требуемый уровень освещения может быть достигнут также и при использовании конструктивной схемы с продольными или поперечными несущими стенами.

Другим важным условием обеспечения необходимого гигиенического режима в учебных и вспомогательных школьных помещениях, спальных комнатах школ - интернатов является осуществление их сквозного проветривания, что становится возможным только при односторонней застройке рекреаций. Поэтому планировка с размещением помещений по обе стороны рекреационных коридоров для школьного здания неприемлема.

Здания общеобразовательных школ размещаются на обособленных земельных участках, которые рассматриваются как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Участок разбивается на функциональные зоны: физкультурно-спортивную, отдыха, учебно-опытную, хозяйственную. В каждой зоне размещаются открытые площадки, оборудованные в соответствии с видом деятельности. Рекомендуется физкультурно-спортивную зону размещать вблизи блока общешкольных помещений, учебно-опытную - вблизи хозяйственной, которая должна иметь непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха размещаются вблизи учебных блоков в соответствии с дифференциацией детей по возрасту.

Площадь зон земельных участков принимается в зависимости от типа школы: для основной школы (9 классов) - физкультурно-спортивная 5444 м 2 , отдыха 480 м 2 , учебно-опытная 900 м 2 , хозяйственная 500 м 2 ; для средней полной школы (11 классов) - физкультурно-спортивная 5606 м 2 , отдыха 705 м 2 , учебно-опытная 1090 м 2 , хозяйственная 500 м 2 .

Хозяйственная зона должна иметь самостоятельный въезд, изолированный от входа учащихся на участок, от остальных зон ее следует отделять защитной полосой зеленых насаждений.

Участок школы должен быть озеленен. Общая площадь озеленения (включая все виды зеленых насаждений) должна составлять не менее 40% общей площади участка школы.

При строительстве школы на затесненных участках допускается устройство эксплуатируемой кровли, на которой размещают озелененные площадки отдыха. Площадки на кровле должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и вертикальными элементами ограждения с просветами не более 0,1 м. С эксплуатируемой кровли должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.

Применение новых методов обучения с широким использованием компьютеров, телевидения, аудиосистем и пр. потребовало введения в состав школы новых помещений (технический центр, телестудия, пункт управления и др.), внесения изменений в традиционную объемно-планировочную структуру учебного здания. Примеры современных решений школьных зданий приведены на рис. 14.13, 14.14).

Современные проекты школьных зданий отличаются от проектов прошлых лет большим разнообразием архитектурно-планировочных решений, усложнением планов. Но какой должна быть архитектура школьных зданий – вопрос спорный. По этому поводу существует ряд мнений, которые противоречат друг другу. Одни считают, что оптимальный подход к проектированию – это модульный подход, где школьное здание – это своеобразный конструктор, который собирается и разбирается, достраивается по необходимости отдельными модулями. Другие считают, что каждое здание, особенно школа, должно отличаться от другого, быть уникальным.

Например, школа NY-Krohnborg в Бергене, Норвегия, отличается ярким колористическим решением, а ученики школы Leça do Balio в Матозиньюш, Португалия, привыкают к эстетике открытых пространств, игре света и объема и благородной комбинации дерева, пробки и камня с самого букваря.

В дореволюционном Новониколаевске школы также строились по индивидуальным проектам, причем от известного архитектора Андрея Крячкова . Для финансирования строительства городская управа запросила пособие от Кабинета в 1907 году, но вопрос о ссуде на строительство был решен лишь в 1910 году. Капитал состоял из 387 тыс. руб., в который вошли ссуды Министерства народного просвещения из специального фонда им. императора Петра I сроком на 20 лет, небольшого безвозвратного пособия того же министерства и отчисления от ссуды, полученной городом в связи с бедствием, причиненным пожаром в 1909 году. На эти средства было решено построить 13 городских школ различной вместимости. По условию, под которое давалась ссуда из Петровского фонда, строительство должно было осуществиться в рекордно короткие сроки – за два строительных сезона. В мае 1910 года городская управа заключила договор с архитектором Андреем Крячковым, согласно документу, он принимал на себя «общее заведывание техническим надзором, составление планов и смет для постройки Новониколаевским управлением в городе Новониколаевске каменных зданий – базарного корпуса и тринадцати городских школ». За 1911–1912 годы выстроено 12 двухэтажных зданий, обеспечивающих классными комнатами 76 комплектов учащихся (комплект – 50 учащихся на одного учителя по нормам Министерства народного просвещения). Радиус обслуживания населения одной школы определился в 500–800 м. Наиболее густо сеть школ покрыла Центральную часть – 5 школ – как наиболее старую и плотно заселенную; затем Вокзальную – 4 школы. В местах, тяготеющих к линии железной дороги и в направлении военного городка, а также в прибрежной части Закаменского района построено 3 школы. Из общего числа 8 зданий были трехкомплектные, т.е. с одновременным приемом 150 учащихся, 2 здания – четырехкомплектные и одно здание – пятикомплектное с соответствующими площадями классных комнат.

Так как все эти здания строились в одно время и были предназначены для одной цели, совершенно естественно решены они были по одной принципиальной схеме, хотя архитектором были использованы два варианта планов для трехкомплектных школ , а четырехкомплектные и пятикомплектные строились по планам, разработанным для каждой школы отдельно. В планировочном решении зданий школ Крячков применил «план романовского типа» для городской школы, разработанный в строительном комитете МНП различными специалистами. Типовая схема предназначалась для массового строительства в городах России небольших школьных зданий. Называлась она так потому, что в связи с готовящимся в России введением всеобщего начального образования для массового строительства городских школ был создан специальный фонд.

Все школы были хорошо благоустроены: при отсутствии общегородского водопровода и канализации в них был внутренний водопровод и система центрального водяного отопления с котлами и отопительной арматурой, выписанной из Варшавы. Большинство школ были построены на углах кварталов и поэтому хорошо просматривались с больших расстояний по многим улицам города. Школы со своими живописными силуэтами, ярким цветовым (красно-белым) строем, более крупным, по сравнению с преобладающей городской одноэтажной деревянной застройкой, масштабом контрастно выделялись в общей панораме города, привлекая к себе внимание. Они придавали некоторое стилевое единство городской архитектуре, еще не имеющей устойчивых традиций.

Школы Крячкова сохранились и по сей день, хотя не все используются по прямому назначению. Так, в здании одной из бывших школ теперь проходят спектакли Новосибирского областного театра кукол, в другой – театра «Старый дом». Только одна из школ Крячкова – теперь она носит номер 19 – в Октябрьском районе города продолжает ежедневно принимать учеников.

По индивидуальному проекту построена и последняя из сданных в эксплуатацию школ Новосибирска – в микрорайоне «Родники». Школа № 211 на ул. Гребенщикова, рассчитанная на 1 225 учеников, строилась в 2010 году генеральным застройщиком ООО «Энергомонтаж» и на его же средства. Школа состоит из четырех учебных корпусов, в ней есть концертный зал на 600 мест, 25-метровый бассейн, зимний сад, телескоп, спортивный, гимнастический и тренажерный залы, библиотека с читальным залом на 72 посадочных места.

В условиях дефицитных бюджетов рассчитывать на уникальные авторские проекты школ вряд ли приходится. Тем более, как и около 100 лет назад, в городе ощущается нехватка мест для учеников.

По словам мэра Новосибирска Анатолия Локтя, 36 школьных объектов нужно построить, отремонтировать и реконструировать. Так, сейчас ведется реконструкция школы № 82 в Дзержинском районе: там остановлен учебный процесс, здание приводится в порядок. Также найдено нестандартное решение для реконструкции школы № 155 в Октябрьском районе.

Началось и строительство новых школ. Так, в конце года откроется школа в «Горском» микрорайоне на 550 мест. Стоимость объекта – 480 млн руб.: 300 млн – федеральные средства, остальные вложения направлены из областного и городского бюджетов. В «Березовом» начали строить школу на 560 мест. Как подчеркнул Анатолий Локоть, Первомайский район в последнее время стремительно развивается, здесь развернулись строительные площадки, район растет. В связи с этим возникает вопрос развития социальной инфраструктуры. Несколько лет назад в микрорайоне «Березовый» был построен детский сад с бассейном. Теперь необходимо создавать места для школьников.

«При поддержке правительства Новосибирской области на средства федерального бюджета здесь приступили к строительству школы на 560 мест. Современный проект предусматривает строительство двух спортивных залов в здании школы, двух больших площадок для занятий спортом на прилегающей территории. Строительство ведется на зарезервированной площадке весьма активно. Предположительный срок сдачи объекта – декабрь 2017 года, но мы договариваемся со строителями и с региональным министерством ввести школу в эксплуатацию к 1 сентября следующего года», – подчеркнул мэр Анатолий Локоть.

Также идет строительство нового здания школы № 155 на Ключ-Камышенском плато. Первую очередь строительства школы планируют завершить к 1 сентября 2017 года. Тогда школьники смогут переселиться в новый корпус – старое здание будет снесено и на его месте возведена вторая часть школы. Полностью объект планируют сдать в эксплуатацию в декабре 2017 года.

Стоимость проекта с оборудованием – 613 млн руб. Предусмотрено строительство четырехэтажного здания школы на 750 мест общей площадью 17,2 тыс. м 2 . Первый конкурс уже отыгран: на 40 млн руб. генподрядчик (ООО «Орион») планирует возвести фундамент и первый этаж первой очереди школы, сметная стоимость которой составляет 340 млн руб.

Проекты всех строящихся школ были разработаны и прошли госэкпертизу несколько лет назад, поэтому каждый проект можно назвать индивидуальным. Сейчас Минстрой России призывает использовать типовые проекты. Так, в декабре 2015 года нормативно-технический совет по отбору типовой проектной документации при Минстрое рекомендовал включить в реестр типовой проектной документации 27 школ. В том числе в библиотеку типовых проектов внесены четыре школы вместимостью более 1 тыс. мест – это школа на 1,2 тыс. мест в Сыктывкаре, школа на 1 360 мест в микрорайоне «Крутые Ключи» в Самаре, школа на 1 тыс. мест с бассейном в микрорайоне «Красногорка» города Бор Нижегородской области и школа на 1,1 тыс. мест в микрорайоне «Гладкова» в Чебоксарах. До этого в реестре уже содержались сведения о 16 проектах школ. В Минстрое считают, что создание реестра проектов повторного применения для строительства социально значимых объектов позволит существенно сократить сроки строительства и снизить стоимость проектов: затраты на проектирование и экспертизу станут минимальными и будут касаться лишь привязки конкретного объекта к местности. Также сократятся сроки прохождения государственной экспертизы проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства.

Однако поиск проекта идеального школьного здания продолжается. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил о планах строительства в 2016–2017 годах в каждом субъекте РФ по одной крупной, современной школе. Тем самым будет начата программа по созданию в стране 6,5 млн новых мест в образовательных учреждениях. По его словам, непосредственно самим строительством займется подведомственная организация, задача которой будет заключаться в обеспечении технической реализации проекта. Вместе с тем будет существовать межведомственный совет, который будет принимать принципиальные политические решения. В такой совет войдут представители Минстроя, Минздрава, Роспотребнадзора, МЧС и общественности. Строительство образцовых школ может занять около года.

Архитектура


АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

УДК: 727.11

В статье рассмотрена актуальность проблемы совершенствования архитектуры школьных зданий в условиях реформирования системы образования, приведены примеры зарубежного опыта строительства школьных зданий, определены пути совершенствования объемно-планировочной структуры современной школы.

Ключевые слова : архитектура школьных зданий, проекты школьных зданий


В нашей стране проблемы школьного строительства всегда рассматривались как вопросы государственной, общенародной значимости, но особенно остро задачи, связанные с необходимостью модернизации общеобразовательной школы, встали именно сейчас - во время коренных преобразований и реформ в сфере образования. С 2004 года Россия включилась в подготовку Стратегии образования для устойчивого развития. Эта задача выполняется в рамках подготовки Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН на 2005 - 2015 годы.

Новая модель образования третьего тысячелетия должна удовлетворять потребности нынешних и будущих поколений человечества, поставившего цель своего выживания и сохранения окружающей природной среды. Образование для устойчивого развития должно иметь инновационно-опережающий характер, который будет трансформировать и интегрировать в единую систему экономическое, социально-гуманитарное, экологическое и другие направления образовательного процесса .

По-настоящему эффективное образование невозможно в стенах здания, которое морально устарело, нынешняя материальная оболочка школьных зданий не соответствует современным потребностям. Здание школы должно стать основным образовательным ресурсом.

Главный результат школьного образования - это его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры.

В связи с этим возникает необходимость серьезно пересмотреть сложившиеся приемы проектирования школьных зданий, их функциональный состав и планировочную организацию.

Исторический анализ архитектуры школьных зданий и тенденций развития процессов общеобразовательной школы позволил выявить и сформулировать наиболее важные социально-педагогические предпосылки изменений современного школьного строительства:

Изменение содержания образования;
- необходимость структурной организации ученических коллективов;
- ограниченность в составе общешкольных помещений;
- внедрение достижений науки и техники в образовательный процесс;
- неэффективное использование участков школ.

На сегодняшний день в современной школьной сети увеличилось количество специализированных учебных учреждений. Появляются новые предметы преподавания, что влечет за собой другой уровень подготовки и структуры классов и, как следствие, требуется новый подход к формированию школьного здания в целом. Кроме того, с точки зрения назначения школы, в зданиях отсутствует необходимый состав помещений. Поэтому встает вопрос о модернизации школы.

Во второй половине прошлого века советские архитекторы активно вели поиски новых форм школьных зданий, но все их проекты были выдержаны в пределах требований классно-урочной системы.

Эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизированную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников.

В исследовательских работах современных российских архитекторов в основном рассматриваются количественные изменения архитектуры школьных зданий: наращивание площадей в связи с введением дополнительных предметов. В то же время за последние 20 лет в зарубежной практике за строительство новых школьных знаний берутся архитекторы с мировым именем, что говорит о повышении престижа образовательных зданий и их важности для западного сообщества.

Необходимо изучать зарубежный опыт строительства современных школьных зданий, выявлять позитивные моменты, которые могут обогатить архитектуру российских школ.

В архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями. Активно внедряются новейшие инженерные и энергосберегающие технологии, школа становится экономически выгодным объектом. Во многих примерах активно используются современные технологии ландшафтного дизайна: вертикальное озеленение учебных помещений, озеленение крыш и фасадов школьных зданий.

Одним из примеров удачного функционального зонирования является средняя школа Thomas L. Wells Public School в пригороде Торонто, спроектированная местной архитектурной фирмой Baird Sampson Neuert Architects (рис.1). Здание школы состоит из двух параллельных блоков (рис.2). Один - общественный, который включает в себя спортивный комплекс, кафетерий, офисы, административные помещения. Он выходит на главную улицу и работает автономно от школы. Второй - учебный, который обращен во двор. Последний изогнут посередине, что создает обращенные к природе и свету дворики (рис.3). Соединяются «деловая» и «учебная» части переходом с большой, светлой библиотекой (рис.4).

Рис.1. Thomas L. Wells Public School, Торонто, архитектурная фирма Baird Sampson Neuert Architects, главный вход


Рис.2. Wells Public School, план первого этажа


Рис.3. Wells Public School, внутренний дворик


Рис.4. Wells Public School, библиотека

В зарубежном строительстве школ применяются преимущественно неоштукатуренный кирпич и естественные материалы, проявляющие в отделке свою фактуру. Часто школьное здание собирается из модульных элементов (щитов, панелей) нескольких типов, позволяющих получать разнообразные формы сооружения. Повышается внимание к внутренней организации зданий. При разработке внутреннего пространства учитывается стремление детей к свободной организации своей деятельности, частой смене занятий. В зданиях школ получила распространение планировка с большим залом, окружённым помещениями, которые образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности.

В организации внутреннего пространства средней школы должны учитываться изменения педагогических требований. Здания школ могут составляться из отдельных секций разной степени «гибкости»: общих (со сменной функциональной программой), специальных (со стационарным оборудованием) и обслуживающих (коммуникаций и санитарно-технических кабин). Из этих секций можно компоновать школы или комплексы для различных систем обучения.

Одним из принципов организации учебной среды является принцип трансформации внутреннего пространства при помощи мобильных перегородок, шкафов или передвижного оборудования. Внутренняя планировка школ должна учитывать также расширение социальных функций школьных зданий как центров общения и культуры жилого района, в проектах может быть предусмотрено автономное использование спортзала, библиотеки, мастерских. Одним из направлений в архитектуре современного школьного здания становится нерасторжимое единство с природным окружением, взаимопроникновение - природы и здания. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Многообразная по формам и содержанию архитектурная среда создает определенный положительный эмоциональный заряд у детей, и наоборот, безликая, однородная среда не стимулирует любовь к школе, к учению.

В зарубежном опыте отдельной темой является активное благоустройство и озеленение школьных участков. В качестве характерного примера - средняя школа Sidwell Fiends School в Вашингтоне США (рис.5). Здание расположено на относительно небольшом и затеснённом участке с сильным рельефом. На этом рельефе разбит террасированный сад с природным биотопом для естественного круговорота и очистки воды, который к тому же служит источником тепла для уменьшения расходов на отопление здания (рис.6). В существующем здании и новой пристройке к нему также использованы наиболее современные методы «экологической» архитектуры с её системами энергосбережения, свето- и теплоуловительных и отражающих приёмов, которые служат одновременно как бы «учебным пособием» (рис.7). Наблюдая за работой и регулировкой всех этих экологических систем, в зависимости от погоды и времени года и активно участвуя в этом процессе, учащиеся на собственном опыте постигают важность бережного и разумного «сотрудничества» с природой .


Рис.5. Средняя школа Sidwell Fiends School в Вашингтоне, США


Рис.6. Sidwell Fiends School, террасированный сад


Рис.7. Sidwell Fiends School, системы энергосбережения

Примером современной российской школьной архитектуры является экспериментальная школа на 1000 учащихся на Ходынском поле в Москве, спроектированная архитектором Ю.В.Ильиным-Адаевым (рис.8). Школа делится на три блока: начальная школа, общая школа и спортивный блок, обслуживающий во внеучебное время жителей микрорайона (рис.9). Входной вестибюль общей школы включен в галерейную группу помещений. Пространство галереи посредством трех атриумов с зимними садами делится на зоны: спортивную, группу помещений общей школы, блок столовой, группу начальной школы. Сквозь атриумы - зимние сады освещены рекреации 2-го и 3-го этажей. Эти композиционные ядра играют коммуникационную роль, являются световыми колодцами и пространственными акцентами интерьера. Их эстетическое и психологическое воздействие усиливается эффектными ландшафтными композициями зимних садов (рис.10).


Рис.8. Экспериментальная школа на Ходынском поле, Москва, арх. Ю.В.Ильин-Адаев


Рис.9. Фасады план первого этажа


Рис.10. Зимний сад

В России проблема архитектуры современных школьных зданий актуальна, но чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентности преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Нам кажется, что нет будущего у современных систем преподавания в устаревших зданиях. Именно новая школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка.

Важными признаками современной школы должны стать:

1) возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик - группа - класс - поток»;

2) формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;

3) формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;

4) наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);

5) наличие мобильного оборудования в классах;

6) наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;

7) новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

Таким образом, новая современная школа будет направлена в большей степени на освоение практических знаний и умение ими воспользоваться в социальной среде. Гибкая объемно-планировочная структура школьных зданий - это средство преодоления их функционального старения и удовлетворения изменяющихся социально-педагогических требований к школе.


Библиография

  1. Президентская инициатива Наша новая школа [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nasha-novaya-shkola.ru/
  2. Better learning by design [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dcnonl.com/article/20051220100
  3. Sidwell Fiends School, Anatomy of a Green School [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.jetsongreen.com/2007/10/sidwell-friends.html
  4. Центр притяжения Ходынского поля Экспериментальная школа на 1000 учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archvestnik.ru/ru/magazine/982
  5. Степанов В.И. Новые типы средних образовательных школ с гибкой планировочной структурой / В.И. Степанов, Е.Б. Дворкина - М.: Стройиздат,1977. - 235с.:ил.
  • 31652 просмотра
Понравилась статья? Поделитесь ей