Контакты

План конь с розовой гривой. Конь с розовой гривой

В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина рус-ской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они — члены одной большой семьи. Окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика, а значит, очень непо-средственно и просто. Ему все вокруг кажется интересным и за-нимательным. Вместе с ним мы увлекаемся рыбной ловлей, пуга-ем птиц, нас захватывает ощущение ужаса, когда забегаешь в пещеру с нечистой силой. На самом деле все повествование — это воспоминание уже взрослого человека о своей задорной маль-чишеской жизни. Именно поэтому в рассказе его сквозит чуть заметная ирония и умиление: насколько важным казались малень-ким людям их дела. Ну разве может быть что-то важнее, чем ловля мерзкого на вид водного обитателя, живущего под камня-ми? А как заманчиво бывает потихоньку пробраться в дом Левон-тия и послушать песни! Детское восприятие настолько эмоцио-нально и живо, что читатель невольно чувствует себя сообщни-ком во всех мальчишеских делах, активным участником.

Тем не менее этот рассказ не просто поэтичное воспроизве-дение мира детства, но изображение воспитания человеческой души.

Мальчик отправляется за ягодой. Но, потеряв ее, он под влия-нием своих приятелей решается обмануть бабушку. Он кладет траву на дно кузовка, а сверху засыпает ее горстками земляники. Этот обман не раскрывается сразу. Но совесть мучает мальчика почти все время. От стыда и от страха он убегает от бабушки и боится возвращаться домой. Мальчик прекрасно понимает, что заслу-жил наказание. И утром, обрадованный появлением дедушки, растроганный, он просит прощения и покорно выслушивает уко-ры бабушки. Но тут случается неожиданное: несмотря на такое вероломство внука, бабушка покупает ему обещанный пряник — коня с розовой гривой. Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Здесь рождается вера че-ловека в добро. Для него это лучший урок великодушия и душев-ной щедрости. Он клянется сам себе, что никогда не пойдет боль-ше на подлость и коварство. Ведь обманывать, мошенничать все-гда гораздо проще, чем что-то создавать, чем трудиться над сво-ей душой, чем просить прощения и раскаиваться. На вероломство не нужно много ума и выдержки, «дурное дело не хитрое», — говорят в народе. А вот сколько душевной храбрости, мужества надо, чтобы признаться в содеянном, чтобы простить, уступить, да и просто любить! В своем произведении Астафьев показывает нам добро в концентрированном виде, простое, незатейливое, мудрое.

Астафьев помещает своих героев в очень живописное окруже-ние, мастерски передает обычаи и быт русской глубинки. И ка-жется, будто таких героев найдешь в любой деревне, куда ни загляни. Это и мудрая, хозяйственная бабушка мальчика — Ека-терина Петровна, и легкомысленная тетка Васеня, и ее муж — прожига Левонтий, и типичная деревенская детвора. Самым, по-жалуй, значимым способом создания образов у Астафьева явля-ется язык.

«Нечего куски выглядывать, — гремела она. — Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на арка-не», — говаривала бабушка своему внуку, собравшемуся было улизнуть на пир к Левонтию. А уж язык детворы: «Зато мне ба-бушка пряник конем купит! — Может, кобылой? — усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — Ска-жи уж лучше — боишься ее и еще жадный! — Я? — Ты! — Жадный? — Жадный! — А хочешь, все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду…» Материал с сайта

Астафьев как будто понимал, что прогресс науки и техники вовсе не означает прогресс человечества, его внутреннего мира. Поэтому он возвращается к истокам — в русскую глубинку, где, по его мнению, сосредоточены все духовные силы нации.

План

  1. Бабушка посылает мальчика за земляникой.
  2. Мальчик собирает ягоду вместе с соседскими ребятами. Под-давшись их провокациям, он отдает им все собранное насъедение. Застилает кузовок травой, а сверху насыпает не-много ягоды.
  3. Бабушка увозит на продажу землянику. Мальчика мучает совесть.
  4. Бабушка возвращается. Наказание неминуемо, оно было бы страшнее, если бы не было дедушки.
  5. Мальчик получает пряник — коня с розовой гривой — не-смотря на свой проступок.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план рассказа в.п.астафьев конь с розовой гривой
  • план к сочинение астафьева конь с розовой гривой
  • небольшой план конь с розовой гривой
  • урок по теме астафьев конь с розовой гривой
  • конь с розовой гривой анализ по образам

Урок 42 В. П. АСТАФЬЕВ. «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»

01.02.2012 18307 1221

Урок 42 В. п. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Цели: познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора; продолжить словарную работу.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Чтение статьи учебника о В. П. Астафьеве «Конь с розовой гривой» (с. 88–90 учебника).

– Какой «светлой радости» не хочет лишить себя В. П. Астафьев?

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»?

2. Слово учителя.

После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. По-взрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.

«Моя бабушка Катерина, у которой я жил, когда осиротел, меня называла «врушей». Смеялась, когда я ей всякие страсти рассказывал… На фронте даже от дежурств освобождали ради этого. После войны занимался в литературном кружке при одной уральской газете. Там я прослушал однажды рассказ кружковеда – бывшего фронтовика, который взбесил меня надуманностью и фальшью. Тогда я написал рассказ о своем фронтовом друге. Он и стал моим писательским дебютом»1 . Это рассказ «Сибиряк». До сих пор родные погибшего друга писателя хранят его как драгоценную реликвию. Впервые был напечатан в газете.

– Видно ли из воспоминаний, какое впечатление на слушателей производил в детстве и юности В. П. Астафьев как рассказчик? (Бабушка смеялась: «вруша»; товарищи на фронте не отпускали его на дежурства, чтобы послушать, видимо, нравившиеся им истории.)

– Почему Астафьев решил написать рассказ о войне для печати? (Его возмутил рассказ фронтовика: много фальши, надуманности. Астафьев – правдивый художник. Он никогда не приукрашивает события, всегда верен истине.)

3. Словарная работа.

– Запишите значение слов:

дебют 2 – первое или пробное выступление на сцене, на новом по-прище;

реликвия 3 – вещь, свято хранимая как память о прошлом.

4. Чтение и обсуждение рассказа «Конь с розовой гривой» учителем и подготовленными учащимися.

Это произведение Астафьева (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о детстве, точнее о случае, происшедшем в детские годы.

В рассказе встречаются диалектизмы и просторечия, которые создают своеобразный «сибирский» колорит, ведь действие его происходит в одной из сибирских деревень на берегу Енисея; в нем слышна живая разговорная речь.

Вопросы для обсуждения.

– В какое время и где происходят события рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия.

– От чьего лица ведется повествование?

– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно?

– Какие слова вам были непонятны или показались необычными? Что вы можете сказать о характере этих слов?

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

Но мальчик во многих случаях не видит темных сторон этой жизни. В рассказах маленькой Таньки о семейных скандалах отмечает только ее смешную шепелявость. Дядя Левонтий представляется необыкновенным человеком, потому что «плавал когда-то по морям», потому что «день после получки» умел превратить в сказочный день для детей. В памяти оставались доброта, конфеты и пряники. О конце праздничного вечера, когда Левонтий начинал бить «остатки стекол в окнах», рассказчик сообщает коротко – не запомнил подробнее.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1) выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман;

2) сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами;

3) по желанию: сделать иллюстрацию к одному из эпизодов рассказа и озаглавить ее.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Анализ произведения В рассказе перед читателем предстает поэтичная картина рус­ской деревни. Жители прекрасно знают друг друга, и кажется, будто все они - члены одной большой семьи. Окружающий мир мы видим глазами маленького мальчика, а значит, очень непо­средственно и просто. Ему все вокруг кажется интересным и за­нимательным. Вместе с ним мы увлекаемся рыбной ловлей, пуга­ем птиц, нас захватывает ощущение ужаса, когда забегаешь в пещеру с нечистой силой. На самом деле все повествование - это воспоминание уже взрослого человека о своей задорной маль­чишеской жизни. Именно поэтому в рассказе его сквозит чуть заметная ирония и умиление: насколько важным казались малень­ким людям их дела. Ну разве может быть что-то важнее, чем ловля мерзкого на вид водного обитателя, живущего под камня­ми? А как заманчиво бывает потихоньку пробраться в дом Левон­тия и послушать песни! Детское восприятие настолько эмоцио­нально и живо, что читатель невольно чувствует себя сообщни­ком во всех мальчишеских делах, активным участником. Тем не менее этот рассказ не просто поэтичное воспроизве­дение мира детства, но изображение воспитания человеческой души. Мальчик отправляется за ягодой. Но, потеряв ее, он под влия­нием своих приятелей решается обмануть бабушку. Он кладет траву на дно кузовка, а сверху засыпает ее горстками земляники. Этот обман не раскрывается сразу. Но совесть мучает мальчика почти все время. От стыда и от страха он убегает от бабушки и боится возвращаться домой. Мальчик прекрасно понимает, что заслу­жил наказание. И утром, обрадованный появлением дедушки, растроганный, он просит прощения и покорно выслушивает уко­ры бабушки. Но тут случается неожиданное: несмотря на такое вероломство внука, бабушка покупает ему обещанный пряник - коня с розовой гривой. Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Здесь рождается вера че­ловека в добро. Для него это лучший урок великодушия и душев­ной щедрости. Он клянется сам себе, что никогда не пойдет боль­ше на подлость и коварство. Ведь обманывать, мошенничать все­гда гораздо проще, чем что-то создавать, чем трудиться над сво­ей душой, чем просить прощения и раскаиваться. На вероломство не нужно много ума и выдержки, «дурное дело не хитрое», - говорят в народе. А вот сколько душевной храбрости, мужества надо, чтобы признаться в содеянном, чтобы простить, уступить, да и просто любить! В своем произведении Астафьев показывает нам добро в концентрированном виде, простое, незатейливое, мудрое. Астафьев помещает своих героев в очень живописное окруже­ние, мастерски передает обычаи и быт русской глубинки. И ка­жется, будто таких героев найдешь в любой деревне, куда ни загляни. Это и мудрая, хозяйственная бабушка мальчика - Ека­терина Петровна, и легкомысленная тетка Васеня, и ее муж - прожига Левонтий, и типичная деревенская детвора. Самым, по­жалуй, значимым способом создания образов у Астафьева явля­ется язык. «Нечего куски выглядывать, - гремела она. - Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на арка­не», - говаривала бабушка своему внуку, собравшемуся было улизнуть на пир к Левонтию. А уж язык детворы: «Зато мне ба­бушка пряник конем купит! - Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Ска­жи уж лучше - боишься ее и еще жадный! - Я? - Ты! - Жадный? - Жадный! - А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду…» Астафьев как будто понимал, что прогресс науки и техники вовсе не означает прогресс человечества, его внутреннего мира. Поэтому он возвращается к истокам - в русскую глубинку, где, по его мнению, сосредоточены все духовные силы нации. План 1. Бабушка посылает мальчика за земляникой. 2. Мальчик собирает ягоду вместе с соседскими ребятами. Под­давшись их провокациям, он отдает им все собранное на съедение. Застилает кузовок травой, а сверху насыпает не­много ягоды. 3. Бабушка увозит на продажу землянику. Мальчика мучает совесть. 4. Бабушка возвращается. Наказание неминуемо, оно было бы страшнее, если бы не было дедушки. 5. Мальчик получает пряник - коня с розовой гривой - не­смотря на свой проступок.

Конь с розовой гривой

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом замечательного сибирского писателя В.П.Астафьева, окунемся в мир сибирской деревни 30-х годов прошедшего столетия, попробуем понять смысл данного произведения и для себя ответить на извечные вопросы нравственности и морали.

2) Выступление заранее подготовленного учащегося с небольшим сообщением о жизни В.П.Астафьева.

"Виктора Петровича Астафьева по праву называют истинно русским писателем. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете "Чусовской рабочий" был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева "До будущей весны" (1953)."

Хочу добавить, что Рассказ "Конь с розовой гривой" входит в сборник под названием "Последний поклон", который писатель создавал на протяжении нескольких лет. Рассказ "Конь с розовой гривой" был опубликован в 1963 году и имеет автобиографический характер.

Итак, а сейчас проверим ваше внимание. Опрос:

Как называлось село, в котором родился писатель? (Овсянка).

Совершенно верно. Село Овсянка находится в Красноярском крае, на берегу Енисея, в очень живописном уголке сибирской природы. С этим местом у Астафьева связаны и самые горькие, и самые светлые воспоминания. До последних дней жизни Виктор Петрович не покидал свою малую родину, дарующую ему силы и вдохновение. Давайте сейчас посмотрим презентацию и представим то место, где писатель постигал уроки жизни.

Просмотр презентации.

Какое настроение возникает при просмотре? Помогают ли зрительные образы постичь смысл произведения?

Почему детство маленького Вити можно назвать трагическим? (Он рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она утонула в Енисее)

Какие воспоминания сохранил Астафьев о бабушке Катерине Петровне? (Через всю жизнь пронес писатель самые теплые и добрые воспоминания о своей бабушке. Она оставила неизгладимый след в жизни внука, оказала влияние на формирование самых лучших нравственных качеств. Это истинно русский характер, вобравший в себя все нравственные начала.)

С каким рассказом Астафьева вы уже познакомились в прошлом году? Чем похожи эти рассказы?("Васюткино озеро". В обоих рассказах поднимаются нравственные проблемы: становление личности, закалка характера, постижение непростых жизненных истин.)

Вывод: рассказ "Конь с розовой гривой" автобиографичен; через личные переживания писателя воспроизведен рассказ о целом поколении людей, чье детство выпало на трудные предвоенные годы; именно в такое трудное время ковался народный русский характер, формировались нравственные устои.

3) Давайте обратимся к тексту рассказа и озвучим его план, составленный вами дома.

(Обсуждение плана рассказа). А сейчас на основе вашего плана составьте таблицу-характеристику каждого пункта плана.

Примерный план:

    Левонтьевское семейство.

    В лесу.

    Ссора.

    Жалко ягод.

    Шалости на реке.

    Кража калача.

    Бабушка уезжает на рынок.

    Рыбалка.

    Обман раскрыт.

    Бабушка простила.

    Урок на всю жизнь.

Таблица-характеристика эпизода.

п/п

ЭПИЗОД

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ

(+)

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

(-)

1.

Левонтьевское семейство.

2.

За земляникой (пряник конем).

3.

В лесу.

4.

Ссора.

5.

Жалко ягод.

6.

Шалости на реке.

7.

Санька советует обмануть бабушку.

8.

Кража калача.

9.

Бабушка уезжает на рынок.

10.

Рыбалка.

11.

Переживания мальчика в ожидании бабушки.

12.

Обман раскрыт.

13.

Бабушка простила.

14.

Дивный конь с розовой гривой.

15.

Урок на всю жизнь.

ВЫВОД

Обсуждение таблицы.

4) Творческая работа - характеристика персонажа.

Класс разделить на пять групп (бабушка, Витя, дядя Левонтий, тетка Васеня, Санька). Представитель группы выбирает карточку с именем персонажа, затем герой рассказа обсуждается в группе. Через 10 минут группа представляет своего персонажа; остальные должны угадать, о ком идет речь.

5) Беседа с классом.

Какова тема и основная мысль рассказа Астафьева?

Когда и где происходят события рассказа?

Кто повествует об этих событиях?

Почему Витя любил бывать в семье дяди Левонтия?

Почему бабушка запрещала внуку общаться с левонтьевскими ребятишками?

Расскажите, какие моменты вы изобразили на своих рисунках. Объясните, почему именно эти эпизоды вам больше всего понравились?

(Учащиеся представляют свои работы)

Попробуйте сами сформулировать проблемные вопросы к данному рассказу (запись в тетрадях). Учащиеся задают друг другу вопросы.

6) В заключение сделаем выводы о самом главном (по вопросам учебника):

Каким предстает перед нами герой рассказа? Нарисуйте устно его портрет.

Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему "пряник конем"?

Какие нравственные уроки извлек герой из этой истории?

Прочитайте заключительные слова рассказа. Объясните их смысл.

7) Рефлексия.

Сочини "синквейн" на тему урока. Учащиеся работают 2-3 минуты, затем озвучивают свои "синквейны". Например,

    Русский характер.

    Закаленный, истинный, сибирский.

    Любит, страдает, помнит.

    Послание будущим поколениям.

    Астафьев.

8) Заключительное слово учителя.

Мне хочется закончить наш урок словами Виктора Петровича Астафьева:

"И не только в защиту себя, для спасения своей души в этой мятущейся жизни трудится стихотворец, он верит, что слово его спасет мир от бурь и потрясений:И так было всегда - поэзией двигала вера в доброту и милосердие:"

С нами осталось Слово Астафьева, нетленные уроки жизни, которые мы черпаем из его произведений.

Понравилась статья? Поделитесь ей