Контакты

Школьная архитектура. Конкурсная работа Станислава Макутова. Общеобразовательная школа. Уфа, Россия. Помещения вспомогательного назначения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

В классной комнате также есть вкусный холодный шведский стол. Важность хорошей архитектуры растет - в Баварии предмет является частью учебной программы. При переходе от лобовых занятий к более современным формам обучения новые требования также связаны с самими школьными зданиями. Но что такое хорошая архитектура?

В Швеции есть поговорка: у каждого ученика есть три учителя, говорят они. Первыми являются другие дети. Архитектура и школа - это комплекс тем, которые приобретают все большее значение. Как социальное искусство, архитектура напрямую связана с жизнью людей, от учеников, учителей и родителей. Современная архитектура может играть очень важную роль, школа как место обучения и жизни в одном школьном доме играет роль «ученика-наставника». Если дизайн будет успешным, комбинация обучения и жизни также будет успешной.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования и Науки Украины

Кафедра архитектурного проектирования

РЕФЕРАТ

Архитектурное проектирование ш кол ы

Выполнила:

студ. группы АРХ-11-2

Школа становится местом встречи, учеников и учителей и всего школьного сообщества. Новые методы обучения и обучения требуют большей гибкости учреждения. Широкий спектр спортивных, художественных и художественных мероприятий, которые часто проводятся вместе с внешними партнерами и экспертами, требует множества учебных и профессиональных областей, в которых работают небольшие группы. Открытые формы обучения, такие как проекты обучения станции, работа, класс и год, создают новые требования к подходящей архитектуре, которые должны учитываться в новых зданиях, преобразованиях или ремонтных работах.

Слынько К.О

г. Днепропетровск

План

1. Виды и типы школьных зданий.

2. 0сновные группы помещений школьных зданий.

3. Нормативные требования по ориентации главных групп помещений школы

4. Особенности архитектурно-планировочных решений секции младших школьников.

5. Особенности архитектурно-планировочных решений секции старших школьников.

Современное обучение обычно варьируется между лобовыми и дифференцированными методами работы. Методические изменения, а также самообучение и эксперименты должны быть возможны. В зависимости от педагогической концепции учителя современный класс должен уметь достигать самых разных форм обучения и выражать личный стиль учителя. Существуют также очень практические требования: школам нужна школьная кухня. Общая пища укрепляет социальную сплоченность и является частью целостного санитарного просвещения.

Все более важными являются также пространства, которые предлагают отступления - в смысле ритма напряжения и расслабления. Однако современные здания, которые поддерживают успехи в обучении и успехи в образовании, не являются единственным аспектом этой темы. Архитектура имеет многогранное значение. Речь идет не только о передаче контента, такого как стиль или история архитектуры. Министерство культуры уже много лет сотрудничает с Баварской палатой архитекторов. Около 60 учителей и архитекторов работают вместе в национальном рабочем сообществе.

6. Учебно-спортивные залы.

7. Требования к решению генплана.

8. Образно-художественные характеристики школьных зданий.

1. В иды и типы школьных зданий

Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому принципу они подразделяются на три типа:

Начальные

Их концепция только что была удостоена первой премии Всемирной ассоциации архитекторов в Париже. В мировой конкуренции они соревновались с 300 участниками из 19 стран. Всюду по Фрейстату ученики узнают о целом спектре предмета - от внутренней архитектуры с такими подразделениями, как дизайн мебели и строительство сцены, благодаря функциям, от естественного и устойчивого строительства до задач городского планирования.

Студентов нужно научить тому, что может сделать хорошая архитектура - в идеале они даже участвуют в процессах планирования. Если молодые люди могут формировать пространственные компоненты, они сильно отождествляются со своей школой. То, что необходимое мышление в сложных контекстах может в значительной степени способствовать развитию личности.

Неполные средние

Средние

Основным типом общеобразовательных школ являются одиннадцатилетние в составе подготовительных и 1-4 классов, дающие учащимся полное среднее трудовое политехническое образование. В тех случаях, когда по различным причинам не представляется возможным организовывать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1-4 классов или начальные школы в составе подготовительных и 1-3 классов.

Затем третий учитель также выполнил свой полный потенциал. Грубер: Мы много работаем в сообществах и занимаемся вопросами муниципального развития. Темы проходят через: мы потеряли личность как место, дома и торговые площадки построены вокруг - но что мы делаем в центре? Это всегда о стратегиях против вакансий. Мы разработали специальный метод «на месте», чтобы совместно работать над проектами, чтобы не вся ответственность передавалась мэрам или планировщикам. Это породило идею конференции вакансий.

Грубер: Мы имеем дело со школьными местами в муниципалитетах - поселковой школой, плохо используемой школой, - и существует необходимость в широком участии: школы больше не могут быть освоены в качестве планировщиков, но вам всегда нужны пользователи. У нас есть исторически сложившаяся система, которую мы все знаем из наших школьных дней. Трансформация стен, а также организация новых учебных мероприятий и их изменение.

Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интернаты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посещая родителей по выходным, праздникам и каникулам.

Одной из разновидностей школ являются спецшколы - средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определенный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области.

Грубер: Люди полны эмоций. Но ситуация не так драматична, как в некоторых частях Германии. Там вы можете проявить храбрость: например, как муниципалитеты организуют программы повышения осведомленности, продвижения по службе и снос. Но это должно быть приведено в ум. Грубер: Публичная рука должна сделать это активной темой. Многое из того, что пусто, там не должно быть. Некоторые вещи просто пусты, потому что они не на рынке, и никто не берет на себя ответственность. Вакансия должна пониматься как потенциал сообщества.

Для местных центров нужны домашние таблицы домовладельцев и координаторы, то есть те, кто атакует, контролирует и находится там в течение длительного периода времени. Тогда изменение может быть успешным. К памятнику архитектуры старого здания. В южной части было 19 классов для девочек, в северной части 19 классов для мальчиков. Разделение школ было достигнуто смежными главными входами и промежуточными дверями на всех этажах.

Другим важным признаком классификации школьных зданий является вместимость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно-, двух-, трех-, четырех- и более комплектные школы.

Новыми типами зданий являются здания, в которых общеобразовательная школа размещается вместе с другими учреждениями: начальная школа с детским садом и яслями.

Главный фасад ориентирован на здание старой школы на Ваттштрассе и первоначально предназначалось для интеграции в многоквартирный дом на стороне и обратно. Здание представляет собой симметричную 4-этажную систему с тремя крыльями, которая следует за строением барочного замка в своем дизайне с его внутренним двором. Архитектурный язык, однако, находится в современной клинкерной архитектуре двадцатых годов прошлого века, которая в основном связана с фронтоном с полуглазой и шахматными окнами.

Центральный стояк во дворе, где были сделаны основные входы, подчеркивается портальным крыльцом с балконом, который окружен балюстрадой, а также заметным сегментным сводом фронтов. Фасад красного клинкера разделен вертикально высокими стеновыми опорами. На фасаде Налепастраса пилястры увенчаны простыми шаблонами из искусственного камня. Есть также две лестницы лестницы лестницы, которые также подчеркиваются с сегментарной аркой фронтов.

Важным фактором, влияющим на композицию школьных зданий, являются планировка и взаиморасположение учебных секций. Наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреацией.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три основных типа:

Централизованные

Секции между окнами лестниц и четвертым этажем вызывают дремучие структуры. В парапетах и ​​карнизах есть кирпичные узоры. В интерьере здесь также не только модернизм раннего периода, но и ссылки на барокко. Две просторные боковые лестницы украшены скульптурами.

Награжденная призом архитектура нового здания. В то же время историческое здание школы было восстановлено и расширено с расширением до центральной сцены. Концепция градостроительства для нового здания направлена ​​на консолидацию городского пространства, занимая Блокекке с таким же впечатляющим зданием, как и существующее здание, которое создало новый баланс между фрирорами и объемом здания в этом месте. Новое здание стремится к диалогу со старым зданием в своей прочности и солидности. Они стоят как справедливые пасьянсы и общаются: по объему и в открытом космосе, в городе.

Блокированные

Павильонные

Здание школы централизованного типа представляет собой один основной учебный корпус, к которому могут примыкать зальные корпуса. Этот прием, как правило, применяются для зданий относительно небольшой вместимости, а также для зданий предназначенных для строительства в северных районах.

Блокированные школьные здания состоят из ряда отдельных корпусов блоков, связанных между собой теплыми переходами или непосредственно примыкают друг к другу. Композиция применяется при проектировании здания большой вместимости, а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.

Диалог живет от силы противоположностей и усиления общего: кирпичи старого здания контрастируют с оранжево-пестрой глазурью гипсового фасада нового здания. Классические форматы окон и профили становятся абстрактной игрой открытия и массы в новом здании. Только тонкий, почти бестелесный стеклянный мост соединяет оба здания на всех уровнях.

Здание, которое проще, чем спроектированная кубическая фигура, не может принять здание. Тем более важно лечение кубоида во внешности и пространственная организация в интерьере. Ясная внешняя форма окружает сложный интерьер неравного объема, который можно увидеть на фасаде. В дополнение к учебным комнатам старого здания новое здание состояло в основном из общественных и служебных помещений, составленных как плавный космический пейзаж из прихожей в столовую и библиотеку на первом этаже.

Школьные здания павильонного типа. Состоящие из отдельных учебных, спальных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили распространение в южных сейсмический районах и районах с крутопадающим рельефом местности. Эта композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений. Что имеет и положительные и отрицательные качества: положительная - лучшая изоляция отдельных групп помещений от распространения шума, запахов т. п.; отрицательные - ухудшение взаимосвязи между отдельными группами помещений, удлинение коммуникаций.

Свободная переписка ведет от открытой галереи к администрации и к области учителей. На верхних этажах номера и, прежде всего, спортивный зал имеют несколько уровней, размер которых был решающим для размера всего здания. Благодаря умелому распределению среды, паркетные полы можно было бы проложить во всех комнатах и ​​в общественных местах, заполненных черными асфальтовыми полами. Контрастность с белым и открытым бетоном стен - это контрастные цвета: спортивный зал с желтыми деревянными панелями и синие, оранжевые, горчичные цветные области кафетерии, а также цветные кубики в области учителей.

В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. В некоторых школьных зданиях централизованной и блокированной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастерские или учебные секции младших классов.

Школьные здания представляют собой, сложную развитую объемно-пространственную структуру. Которая должна обеспечить оптимальные функционально-технологические качества и архитектурно-художественную выразительность. архитектурное проектирование здание школа

Штутгартский художник Ульрике Бёме разработал свою художественную инсталляцию из строго конструктивного принципа стены. Она ответила своей собственной дырочной системой: шесть провалов неправильной формы в бетонных стенах и потолках на полу, «долгожданных», которые смотрят на «тоска изображения». Эти изображения тоски были сформулированы в видеороликах художника, в сочетании с предложением ученикам создавать и записывать свои собственные «тоска изображения» в хорошо оборудованной студии кино и фотографии школы.

С закрытыми полигональными стальными капюшонами видеомониторы ломаются, как инородные тела, в соседние комнаты. Проникновение самовольного Другого является не только неотъемлемой частью работы Беме, но и выступает за концепцию архитекторов. Они дают молодым пользователям пространство для завоевания архитектуры для себя. Для непредсказуемых ассигнований и способов ведения сделки становится очевидной организованная пространственная структура в качестве накрывающей оболочки.

Номенклатура типов зданий средних общеобразовательных школ

2. 0сновные группы помещений школьных зданий

Здания общеобразовательных школ состоят из следующих основных групп помещений: учебные по основам наук, объединяемые в учебные секции для подготовительных и 1- III классов в составе не более 6 классных помещений с соответствующими рекреационными помещениями и секции учебных кабинетов и лабораторий для IV - Х (XI) классов с соответствующими рекреационными помещениями; помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации; учебно-спортивные помещения; помещения культурно-массового назначения;

В настоящее время в Берлине строятся 35 средних школ и 22 гимназии. Потому что школы уже давно больше, чем места, где они учатся с восьми до 13 часов. После реконструкции и реставрации теперь через окна пролегает много дневного света, яркий и дружелюбный цвет.

По словам Перконса, атмосфера намного тише: «Дети очень любят здание». Школы Берлина меняются. Но они меньше: в пользу зданий, которые эстетически приятны и экологически правильны. И они учитывают «образовательное измерение пространств», что так важно по Браму.

В настоящее время строятся 35 будущих средних школ и 22 гимназии. Потому что школы уже давно больше, чем места, где они учатся с восьми до 13 часов, - и, следовательно, также меняют требования к помещениям. В брошюре Администрации образования Сената о реабилитации школ полного дня говорится следующее: «Школьные места больше не просто для обучения». Они являются местами проживания для студентов и преподавателей в течение многих часов дня и должны отвечать все более всеобъемлющим требованиям к образованию.

Обслуживающие помещения (столовые, административно-хозяйственные, медицинские и др.).

В зданиях школ-интернатов и школ продленного дня предусматриваются также спальные помещения, объединяемые в соответствующие секции.

Состав и площади школьных помещений зависят от назначения и вместимости зданий. К основным учебным помещениям относятся классные комнаты, кабинеты и лаборатории, планировка и оборудование которых определяются их назначением и общим планировочным и конструктивным решением здания.

Наиболее распространенным типом классного помещения в отечественной практике так называемый «продольный» класс с трехрядной расстановкой парт. Чтобы приблизить учащихся к доске и повысить уровень

Естественной освещенности, применяется также «квадратный» класс с четырехрядной расстановкой парт или столов и двусторонним естественным освещением.

Чертежный зал .

Площадь чертежного зала около 100 м. Зал по возможности должен быть ориентирован на север и оснащен эпидиаскопом и шторами для затемнения; при зале должно быть вспомогательное помещение для хранения чертежей и моделей.

Глубина зала в зависимости от освещения должна быть 6-S м. Длина зала в зависимости от числа занимающихся в нем учащихся устанавливается в пределах 10-16 м {таким образом, площадь чертежного зала примерно равна площади двух классных помещений).

Поскольку чертежи, укрепленные на демонстрационной доске достаточно различимы лишь с расстояния, не превышающего 9-11 м, в чертежном зале могут одновременно заниматься не более 25 учащихся. Исходя из этого оптимальная длина чертежного зала должна составлять 11,6 м.

Площадь оконных проемов должна быть равна 7« площади пола.

Зал для музыкальных занятий (рис 3, 4). Этот зал располагают в стороне от учебных помещений. Его площадь равна площади 1,5-2 обычных классов; ряды мест желательно располагать с подъемом (ступенями).

В качестве зала для музыкальных занятий во многих случаях может быть использован чертежный зал оборудованный столами с откидными" досками, при условии, что он отвечает акустическим требованиям (обычное соотношение сторон помещения 2:3).

Учебная кухня

Проход в учебную кухню должен быть предусмотрен только через шлюз (возможно используемый в качестве гардеробной), препятствующий прониканию запахов.

Места вытяжки нельзя располагать под окнами учебных помещений- Учебная кухня должна быть непосредственно связана с кладовыми к комнатами для переодевания. В учебной кухне предусматриваются кухонные ниши с доступными с трех сторон столами, под которыми размещены шкафчики для хранения кастрюль, посуды н столовых приборов. Глубина помещений учебных кухонь 5 м и > 8 м.

Помещение для ручного труда площадью > 70 м должно иметь розетке для подключения швейных машин, а также для местного освещения у швейных машин

Площадь оконных проемов должна составлять 2 / s площади пола. Естественное и искусственное освещение рабочих мест > 500 лк.

Учебная прачечная должна иметь непосредственный выход наружу. Выпускной кран в полу следует оснащать затвором, препятствующим распространению неприятных запахов; в помещения необходимо предусмотреть устройства для отвода газов и дыма.

Помещение гладильной должно находиться вблизи учебной прачечной с входом из коридора; при входе размещают контрольные лампы, сигнализирующие о включении и отключении электрических утюгов.

Помещение машбюро предусматривается в тех случаях, когда для данной цели не могут быть использованы другие помещения. Площадь помещения около 50 м*.

Темную комнату (проявочную) площадью 20 м 2 целесообразно разделять на отсеки (для проявления," увеличения фото-снимков и наведения высокого глянца).

Мастерские (являющиеся источниками сильного шума) не должны мешать проведению учебных занятий в классах. К школьным мастерским предъявляются те же требования, что я к кустарным и ремесленным мастерским."

Склад материалов, используемых в этих мастерских, должен иметь по меньшей мере трудносгораемые ограждающие конструкции, а при хранении легко воспламеняющихся материалов-несгораемые конструкции.

Помещения административного назначения

Кабинет директора школы следует располагать рядом с учительской, обеспечивая хороший обзор рекреационного двора.

Площадь- кабинета в зависимости от числа учащихся 25-30 м*

При кабинете должна быть предусмотрена приемная площадью около 25 м 2 .

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Минимальная освещенность каждого рабочего места в учительской должна составлять 500 лх.

В учительских и примыкающих к ним гардеробных необходимо устанавливать умывальники. Кроме того, следует предусматривать достаточную резервную площадь для размещения учительской библиотеки,

Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м 3 .

В некоторых случаях возможно размещение в непосредственной связи с учительской рабочей комнаты площадью около 20 м 2 .

Комната коменданта школы , помещения для хранения уборочного инвентаря и умывальные для уборщиц.

Расположение: обязателен обзор зоны главного входа в школу. В некоторых случаях предусматриваются помещения для хранения я очистки уборочного инвентаря (с водораз~ борным краном и раковиной); в больших школах такие помещения устраиваются на каждом этаже. Необходимо одно помещение умывальной для уборщиц.

Кабинет школьного врача .

Площадь кабинета должна обеспечивать возможность свободной установки одного шкафа и одной кушетки (носилок).

Техническое оснащение; рукомойник со смесителем и две розетки- Желательна непосредственная связь кабинета врача с приемной и комнатой для переодевания (для проведения массовых медицинских осмотров).

Комната для хранения учебных пособий .

Площадь около 20 м 2 ,«Мокрые помещения»-умывальные и душевые-следует размещать вблизи бойлеров, с проходом через раздевальные. На высоту до 1,8 м обязательна облицовка стен глазурованными плитками или же равноценная окраска. Для устройства полов следует применять рифленые керамические плитки или же керамические плитки с выступами. Отвод пара должен осуществляться без возникновения сквозняков.

Служебная квартира коменданта школы в принципе должна быть изолирована от учебной зоны, однако из нее должен быть виден школьный участок и в особенности вход на территорию ШКОЛЫ

План 1-го этажа. Размещенный актовый им с лестницами, ведущими на 2-й этаж. (Служит одновременно и гимнастическим) .

1 -кабинет металообработки; 2-мастерская; З-библиотека; 4-читальный зал;; 5-комната для занятий рукоделием(для девочек); б-озелененный дворик;7-гардеробная;8-класс;9-дворик для занятий на открытом воздухе;10-внутренний двор;11-учительская;12-уборный;13-кладовая;14-актовый зал;15-фойе;16-сцена;17-архив;18-контора администрации;19-крытый переход;20-двор;21-гимнастический зал;22-сушилка;23-раздевалка;24-душевая, умывальная;25-уборная для мальчиков;26-умывальная для мальчиков;27-уборная и умывальная для девочек;28-место для контейнеров с мусором;29-детский сад

Народные школы с числом классов более 3-х, кроме классных помещений должны иметь одну комнату для хранения учебных пособий площадью 15-20 м а, служащую одновременно учительской {в некоторых случаях предусматривается отдельный кабинет для директора школы).

При необходимости предусматриваются специальные классы для черчения, пения, ручного труда, шитья, обучения приготовлению шили, а также душевые.

Величина и форма классных помещений

Классные помещения

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м 2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть 3* 60 м 2 .

При стационарной расстановке классной мебели с расстоянием ее от классной доски ^ 2 м расстояние от доски до последнего ряда стульев или скамей не должно превышать 9 м.

Устройство вешалок или гардеробов для верхней одежды в классных помещениях не разрешается. Устройства ступеней в классных помещениях следует избегать; возвышение перед классной доской (подиум) должно быть по возможности на всю ширину помещения. В специальных школах (для детей-инвалидов) устройство ступеней я подиумов в классных помещениях яе разрешается.

Согласно гамбургским требованиям, к школьным зданиям для обучения 25 учащихся желательно иметь помещение размером бЗ у. % м, высотой 3,6 М- Дополнительно необходима площадь на открытом воздухе тех же размеров (со свободно передвигаемыми столами и стульями).

Помещения специального назначения:

К абинеты физики и химии - специальные помещения с расположенными на наклонной плоскости постепенно возвьшающимися рядами рабочих мест; высота верхнего прохода >0,25 м; ширина прохода между рядами рабочих мест 0,9 м. Площадь помещения 80 м 2 . Глубина помещения > 8 м. Следует предусматривать демонстрационный стол с раковиной для стока кислот. Следует предусматривать присоединения к газовой, водо-проводной и электрической сетям с централизованной блокировкой. По условиям безопасности такие помещения должны иметь раздельные выходы (не менее двух) в коридор.

Кабинеты физики и химии должны быть непосредственно соединены со своей лаборантской (площадью 30 мт), которая располагается за спиной учителя.

Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще н вторые входы (возможно допускается через гардеробную).

Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели. Помещения для практических занятий по физике и химии, рассчитанные на 40 и более рабочих мест, требуют устройства раздельных выходов и установки быстродействующих спринклеров, а также устройства таких полов, физические характеристики которых не благоприятствуют накоплению электрических зарядов

Помещения общественного назначения

Актовый зал предназначается для проведения собраний и демонстрации кинофильмов; предусматривается возвышение для-проведения гимнастических упражнений (1,2 м над уровнем пола). Рядом с актовым залом предусматриваются помещения для переодевания. Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м г на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Устройство в школах помещений общественного назначения с числом мест 200 и более регламентируется требованиями; предъявляемыми к помещениям для общественных собраний. Если школьные помещения общественного назначения намечается использовать для проведения внешкольных мероприятий, то при проектировании следует предусматривать устройство дополнительных уборных и гардеробных.

Библиотека, читальный зал. Площадь помещения библиотеки > 25 и 2 . В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть - 500 лк.

Рекреационные залы и деоры (см. с. 206). Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды из расчета 0 0,5 м 2 на одного учащегося, Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности; со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня, земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения.

Высота рекреационных залов и проходов > 2,25 м.

Различают следующие виды классов: обычные классы», подобные упоминавшимся, и специализированные кабинеты (см. с, 207),

Классы делятся также на основные (стационарные) и «кочующие».

При системе стационарных классов каждый учащийся имеет свое постоянное классное помещение, которое он покидает лишь азредка (уроки гимнастики, пения, занятия по труду и т.п.).

3. Нормативные требования по ориентации главных групп помещений школы

Центральное место среди гигиенических требований занимают рекомендации по ориентации окон школьных зданий, которым предопределяется световой режим и ширококлиматические особенности основных групп помещений школы.

Благотворное влияние солнечного света на организм ребенка рассматривается в ходе специальных исследований. Установлено что условия естественного освещения в учебных помещениях ряда существующих школьных зданий приводят к ослаблению зрения у 25-29% учащихся. Сложность решения проблем естественного освещения в школе заключается в том, что положительное воздействие солнечного света (развитие и рост детей) может сопровождаться рядом отрицательных явлений.

1. Так высокому уровню освещенности может сопутствовать нежелательная бликость и контрастность освещения, и затемнение поверхности.

2. Продолжительность инсоляции часто сопровождается перегревом помещений.

Ориентация окон помещения школьных зданий

Наиболее современным с точки зрения удовлетворения требований ориентации являются школьные здания с односторонним расположением основных учебных помещений, в которых обеспечивается равноценные световые и инсоляционные режимы для всех учащихся.

Школьные здания, в которых окна учебных помещений обращены на три или четыре стороны, при любой привязке предопределяют неблагоприятную сторону для части учебных помещений.

Окна . В помещениях для занятий должно быть обеспечено постоянное проветривание без сквозняков (например, проветривание через щели).

Требуемая кратность обмена воздуха; в помещениях для занятий и практических упражнений-четырехкратный обмен воздуха, в электрокухнях -шестикратный, в кухнях другого вида и в помещениях для химических опытов-десятикратный обмен воздуха

4. Особенности архитектурно-планировочных решений учебных секций младших классов

В каждом корпусе предусмотрены полный набор соответствующих учебных и вспомогательных помещений, вестибюли с гардеробом, столовые, спортивные залы.

Учебно-воспитательным процессом в младшей и старшей возрастных группах руководят разные заведующие учебной частью, работу которых координирует директор школы.

Учебный корпус начальной школы состоит из 4-х одноэтажных учебных блоков и блока обслуживающих помещений, где сосредоточены игровой зал, столовая со вспомогательными службами, вестибюль.

В каждом учебном блоке на 6 классов имеется комната продленного дня, рекреация с рассредоточенными гардеробными шкафами, туалеты. Все учебные помещения для младших классов квадратные в плане и имеют 4-х рядную расстановку парт. Для дополнительной подсветки учебных зон, удаленных от наружной стены с оконными проемами предусмотрены светопроемы в покрытии здания.

5. Особенности архитектурно-планировочных решений учебных секций старших классов

В учебном корпусе для среднего и старшего возраста размещены учебные кабинеты, лаборатории, административные помещения, столовая, вестибюль. За счет более рациональной загрузки учебных помещений в укрупненной школе на 60 классов сокращается общее количество учебных кабинетов и лабораторий по сравнению с двумя автономными школами на 30 классов каждая, а как следствие, увеличена площадь спортзалов. В дополнение к типовому школьному гимнастическому залу 12*24 м создан легкоатлетический манеж 24*30 м.

Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним или двусторонним расположением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией.

В отношении взаиморасположения учебных секций оптимальной является их односторонняя (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школьное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с различной ориентацией.

6. Учебно-спортивные помещения

Размеры и площади учебно-спортивных помещений должны приниматься согласно табл.

Размеры и площадь учебно-спортивных помещений

Помещения

Площадь м2

Размеры, м

Количество мест или санитарных приборов в помещении

Спортивные залы

Инвентарная

В зависимости от размеров инвентаря

Комната инструктора и хранения мелкого инвентаря

Не нормируется

Раздевальные х2

16(каждая)

Душевые х2

2 душевые

Уборные х2

1 унитаз и 1 умывальник

Спортивные залы следует размещать не выше второго этажа изолированно от учебных секций и секций спальных помещений. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные и спальные секции не допускается.

Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Длина снарядной для хранения гимнастического бревна должна предусматриваться не менее 5 м. Пол снарядной должен быть в одном уровне с полом спортивного зала (без порога).

Из снарядной или спортивного зала предусматривается выход на земельный участок (для выноса снарядов и эвакуации учащихся).

Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.

Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных принимается не менее 1 м, а проход между противостоящими скамьями - не менее 1,2 м. В раздевальных перед дверями при необходимости должны предусматриваться щиты - экраны высотой от пола 1,75 м, не доходящие до пола на 0,2 м.

Типы и размеры физкультурно-спортивных залов, вспомогательных помещений при залах следует принимать по заданию на проектирование согласно нормативным требованиям к спортивным сооружениям.

7 . Требования к решению генплана

Участок школы является обязательной ее частью, обеспечивающей со зданием полноценный учебно-воспитательный процесс и эксплуатационное обслуживание.

В связи с этим на участке равном 2,1-2,2га предусматриваются зоны в составе: физкультурно-спортивной, начальной военной подготовки, учебно-опытной, отдыха и хозяйственной.

Участок должен иметь ограждения или кустарник по периметру, если школа размещена внутри микрорайона.

На территории школы должны предусматриваться подъезды для пожарных машин с возможностью объезда вокруг здания, пешеходные дорожки

Перед главным входом желательно иметь площадь для торжественных сборов учеников.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения школьной столовой. Обязателен подъезд для транспорта. Зеленая защитная полоса по границе участка устраивается шириной не менее 1,5м, а со стороны улицы - 6м.

Спортивная зона состоит из легкоатлетической площадки, площадок для спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) и легкоатлетического метания, площадок для гимнастики и полосы препятствий.

Учебно-опытная зона включает участки: питомник, плодовый сад, теплицу, участок начальных классов, площадку для занятий на открытом воздухе (с навесом). На зоне отдыха необходимы площадки для подвижных игр подготовительных, 1-3 и тихого отдыха 5-8 классов. Для остальной части учащихся площадки отдыха предусмотрены на спортивной зоне. Площадки отдыха разных возрастных групп учащихся следует размещать вблизи соответствующих блоков учебных помещений.

При размещении зон на территории школы следует иметь в виду, что не допускается размещать физкультурно-спортивную зону и зону начальной военной подготовки со стороны классных помещений, что игры с мячом должны быть удалены не менее чем на25м. в тоже время спортивная зона должна иметь короткую и удобную связь со спортзалом.

Не менее 40% общей площади участка должно быть озеленено.

Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня - органическая часть жилого района. Радиус обслуживания селения этими школами нормируется в пределах 500 м. Школы-интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а малых городах - и города в целом. К радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы.

Более сложно организуется сеть школьных зданий в сельской местности.

Преобладание здесь мелких населенных мест, расположенных подчас на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания:

начальных школ в мелких населенных местах;

неполных средних или средних кол, школ-интернатов или школ с частичным интернатом (общежития) в относительно более крупных населенных местах или районных центрах, где учащиеся завершают свое образование.

Вместимость общежитий при школах рассчитывается на число учащихся, проживающих от школы на расстоянии, превышающем l-минутную транспортную доступность.

Сеть школ планируется из расчета 100% детей с неполным средним образованием и 75% детей со средним образованием. Ориентировочно можно считать, что суммарная вместимость одиннадцатилетних школ составляет в среднем по стране 180 мест на 1000 жителей; восьмилетних школ-140 мест на 1000 жителей; начальных школ - 70 мест на 1000 жителей.

Генеральный план двух микрорайонов в жилом районе Ботанический в г. Краснотурьинске, Россия (проект):

1 -общеобразовательная школа; 2-детские сады-ясли; 3 - площадки отдыха; 4 - спортивные площадки; 5 - общественные культурно-бытовые центры; б-блоки первичного обслуживания; 7~ жилые дома непрерывно-ленточной композиции с техническими коридорами в цокольном этаже.

Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного места или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять, возможно, более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав; помещений и являющиеся более экономичными в строительстве и эксплуатации.

В мелких сельских населенных местах до 1000 жителей обычно строят начальные школы на 80 мест, в населенных местах до 2500 жителей - неполные средние (восьмилетние) школы.

В поселках до 5000 жителей - полные средние (ll-летние) -- школы на 864 места, при условии подвоза учащихся или устройства интерната (спального корпуса) также могут обслуживать учащихся, окончивших расположенные в окружающих посёлках начальные и неполные средние школы.

В городской застройке, в микрорайонах от 6 до 12 тыс. жителей сооружаются полные средние (l1-летние) школы на 1251 место.

Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного расположения школ в пределах обслуживаемых ими микрорайонов, а на межмагистральных территориях - на равном удалении от границы микрорайона, смежно с микрорайонным садом. В некоторых случаях школы могут размещаться и у границы микрорайонов, вблизи зеленого массива, бульвара или сквера.

Пути движения в школы учащихся подготовительных и классов не должны пересекаться магистральными улицами с напряженным движением транспорта, а также с путями подвоза продуктов в магазины, столовые и т. д.

Школы-интернаты предпочтительно располагать в пригородной зоне или в зеленых зонах города на участках с наиболее благоприятными микроклиматическими условиями.

Сельские школы, обслуживающие несколько населенных пунктов, следует располагать в местах, обеспеченных наиболее удобными транспортными связями, в геометрическом центре обслуживания, вдали от производственных построек, смежно с зелеными массивами.

Микрорайон Барунбакарна в г. Эребру, Швеция (схема генерального плана): / - торговый центр; 2школа; 3-детский сад; 4 -магазин; 5 - гараж.

Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, незатаплиаемые и незаболоченные территории, желательно с низким стоянием грунтовых вод.

Предпочтение следует отдавать территориям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хорошим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчающими работы по благоустройству и озеленению участка.

Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных линий, как правило, на расстоянии, не менее 15 м.

Микрорайон: а - схема генерального плана: 1-10-этажные дома: 1----:.) ... "/-этажные дома;:3 - 3 .. .4-этажные дома; 4 - школьный комплекс с блоком для клубно-спортивной деятельности;)-дошкольные центры; 6 общественно-торговая улица (жилые дома с встроенными учреждениями обслуживания); 7-центр досуга; 8 - торговый центр; б - общественно-торговая улица

Участок школы и школы-интерната имеет важнейшее значение для про ведения нормальной учебно-воспитательной и оздоровительной работы со школьниками, и поэтому его планировке и благоустройству следует уделять большое внимание.

На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены спортивная, учебно-опытная, отдыха и хозяйственная зоны. Площадь озеленения должна составлять 40-50% площади участка.

Спортивная зона состоит из легкоатлетической площадки, площадок для футбола, баскетбола, волейбола и т. д.

Учебно-опытная зона включает участки овощных и полевых культур, питомник, плодовый сад и ягодник, участок коллективной работы, парники теплицу с зооуголком, участок начальных классов, метеорологическую и географическую площадку, площадку для занятий на открытом воздухе (с навесом). На зоне отдыха необходимы площадки для подвижных игр подготовительных, I-IП и IV-VПI классов и тихого отдыха для IV-VПI классов. Для остальной части учащихся площадки отдыха, предусмотрены на спортивной зоне. Площадки отдыха разных возрастных групп учащихся следует размещать вблизи соответствующих блоков зоны должны Спортивную зону не следует размещать со стороны окон хорошо инсолироваться и отделяться от спортивной зоны полосой зеленых насаждений. Метеорологическая и географическая площадки должны размещаться на открытом месте удалении от здания не менее чем на 35м.

Хозяйственный двор рекомендуется располагать со стороны входа в производственные помещения школьной столовой и смежно с учебно-опытной зоной. Защитная зеленая полоса по границам участка устраивается шириной не менее 1,5 м а со стороны улицы-6м.

При проектировании участков школ, располагаемых в микрорайонах городов и поселков, следует учитывать возможность использования спортивной зоны учебных помещений.

8. Образно-художественные характеристики школьных зданий

Архитектура школы основывается на единстве здания с природным окружением и раскрытыми интерьерами на природу.

Композиция фасадов должна обладать выразительном силуэтом, пластикой, привлекательными формами:

Разноплановость объемов зданий

Выразительность лавного входа

Раскрытие тектоники

Контрасты остекленных частей с глухими участками стен.

Композиция школы может быть обогащена полуоткрытыми и замкнутыми пространствами - двориками для активного отдыха учащихся.

Планировка и конструктивная схема здания должны быть основаны на модульном построении. В качестве укрупненного модуля рекомендуется 3м.

Школа это объект массового строительства, поэтому выразительность здания достигается простыми и скромными средствами.

Социальная значимость общеобразовательной школы, обусловленная выдвигает высокие требования к архитектурно-художественному решению школьных зданий. Композиция здания, его архитектура в равной мере пространственно организуют учебный процесс, а также выполняют эстетическую фyнкцию формирования культуры детей.

Примеры современных типовых и экспериментальных решений школьных зданий приведены ниже.

а-фасад; б - план первого этажа; I-вестибюль; 2 - рекреации; З-учебные кабинеты; 4 - лаборантские помещения; 5 - начальные классы; б-спальни функцией не только обучения, но и воспитания будущих граждан,; 7--медпункт; 8 - комната ожидания; 9-кmщелярия; 10-кабинет директора; 11-мастерские; 12-комната мастера; 1 3 кладовые; 14 - уборная для мальчиков; 15-уборная для девочек; 16 - киноаппаратная

Типовой проект школы на 33 класса (1266 учащихся) в монолитных конструкциях: а - фасад; б-план первого этажа; /-вестибюлъ; 2-класс; 3-комната отдыха; 4"":- помещение для группы продленного дня; 5-учебный кабинет; б-рекреация; 7-мастерская; 8-кружковая; 9медпyнкr; 1 О - санузел.

Типовой проект школы на 11 классов (264 учащихся) для климатическоro района 1 А, Б, Г: 6-план первого этажа; в-план второго этажа; 1 - вестибюль с гардеробом и сушилкой; 2дирекция; З-канцелярия; 4-кабинет профориентации; 5-мастерская; 6 - помещение l-ro класса; 7-игровая l-го класса; 8---спальня l-го класса; 9-кабинет врача; 1 о- кружковая; 77столовая (на сырье) с обеденным залом на 88 мест; 12-техническое помещение; 13 - санузел; 14актовый зал на 100 мест; 15-зимний сад; 16-спортзал; 77-учебный кабинет; 18-спальни 2 ... 4х классов; 19-помещение для rpуппы продленного дня; 2О-помещение 2-го класса; 21-помещение 3-ro класса; 22 - помещение 4-ro класса

Общеобразовательцая школа на 33 класса (конкурсный проект): а-общий вид (аксонометрия); Плaн первого этажа; /-вестибюлъ; 2 -форум; 3-помещеция начальных классов; 4-учебные кабинеты; 5-мастерская; 6-croловая; 7-кухня; В-спортзал; 9бассейн; 10-раздевальная; в-схема генплана; l-зона oтдыха; 2-учебно-опьпная зона; 3 - споpтивная зона;

Общеобразовательная школа на 33 класса (конкурсный проект): а--план первого этажа; 1-помещение начальных классов; 2-комната отдыха; 3-учебный кабинет; 4-лаборатория; 5-мacreрс:кая; 6--кухня; 7-обедешIый зал; 8-библиотека; 9 - раздевальная; 10 бассейн; 11-технические помещения; л - главный фасад (фрагменг); в - схема генплана; 1- садовоогородные участки; 2-тептща; 5-площадки ДIIЯ игр; 4-nл:ощадки ДIIЯ отдыха; 5 -споprивные площадки; 6-стадион

Помещения вспомогательного назначения

Литература

1. «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений». М., 1984г. Стройиздат. В. В. Адамович, Б. Г. Бархин.

2. Степанов В. И. «Школьные здания». 1975г. М..

3. Смирнов В. В. «Школьное строительство» Л. 1982г.

4. «Гражданские и сельскохозяйственные здания и сооружения» М. 1988г.

5. Т.Г.Маклакова “Проектирование жилых и общественных зданий” М. 1998г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проектирование музыкальных школ. Композиция школьных зданий. Роль ландшафтного дизайна в проекте музыкальной школы. Музыкальная культура Узбекистана XX-XXI вв. Музыкальные школы XX в. Школа будущего: от концепции к реальности. Класс в школе будущего.

    дипломная работа , добавлен 29.09.2015

    Объемно-планировочные решения производственных помещений, складских и служебных. Архитектурно-планировочные показатели ресторана и отделка помещений и наружных стен. Определение годового расхода тепла и водоснабжения. Проектирование систем вентиляции.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Анализ проектной ситуации. Требования к обустройству общеобразовательной школы. Основные виды отделочных материалов. Цветовое решение интерьера школы. Проектно-художественное решение оформления школы. Проектирование интерьера и выбор стиля классов.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Функционально-пространственные, объемно-планировочные и конструктивные требования к зданиям общественного питания. Проектирование помещений для посетителей и персонала. Примеры планировок зданий общественного питания. Примеры планировки ресторанов мира.

    реферат , добавлен 24.10.2011

    Основные требования к современным промышленным зданиям. Объемно-планировочные решения промышленных зданий. Типы многоэтажных промышленных зданий. Ячейковые и зальные промышленные здания. Унифицированные параметры одноэтажных производственных зданий.

    презентация , добавлен 20.12.2013

    Размещение здания на территории города, размеры земельных участков. Функциональные зоны школ и блок-схема расположения помещений. Площадь оконных проёмов, высота и кубатура помещения, проектирование естественного освещения. Перечень всех помещений.

    научная работа , добавлен 12.09.2011

    Разработка системы отопления здания школы. Объемно-планировочные и конструктивные решения индивидуального теплового пункта. Теплотехнический расчет наружных ограждений, определение теплопотерь в здании. Технология монтажа элементов системы теплоснабжения.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2017

    Проектирование общественного здания. Обоснование размещения на участке проектируемого здания. Подъезды и подходы к зданию школы. Озеленение и благоустройство участка. Назначение здания, особенности функционального процесса, основные группы помещений.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2012

    Проектирование двухэтажного жилого дома (второй этаж - мансардный), расположенного в частном секторе. Архитектурно-конструкторские и объемно планировочные решения. Теплотехнический расчет наружных стен. Схема планов этажей с экспликацией помещений.

    реферат , добавлен 18.08.2010

    Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений. Перечень помещений общественных зданий, размещение которых допускается в подвальных, цокольных этажах. Расстановка оборудования в помещениях для физкультурно-оздоровительных занятий.

В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.


Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.


Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.


Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.


Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.


Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них - принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель - 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока - базовые и дополнительные.


Базовые - это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули - это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.


Также исследователь отмечает ещё направление - школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.


Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.


Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений - «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.


Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений - таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

  1. возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  2. формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
  3. формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  4. наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
  5. наличие мобильного оборудования в классах;
  6. наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  7. новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.


Продолжение следует...

Понравилась статья? Поделитесь ей