Контакты

Фольклорный праздник "осенины". Русские народные праздники осеннего цикла.

Жизнь крестьянина на Руси издревле была подчинена повторяемой смене времен времени. Это зимнее и летнее солнцестояние, осенние и весенние равноденствие, естественная смена времен года. Эта календарная обрядовость открывалась большими календарными праздниками: зима - святками, весна и лето - масленицей, семицко - троицкой неделей, Ивано - Купальским праздником, осень - праздником во имя Спаса и Богородицы и т.д.
Одни календарные обряды, в силу значимости отмечаемого праздника, особенностей природной ситуации и меняющихся социально - экономических условиях сохранили свои языческие корни, а другие - подверглись значимым изменениям.

Осень на Руси сопровождалась большим количеством различных обрядовых действий, начиная от уборки урожая, сохранения урожайности земли, благодарение высших сил за урожай до стремления восстановить силы крестьянина.

Славяне-земледельцы началом года считали сентябрь - месяц, когда собирали урожай. В языческом календаре сентябрь назывался вересень или рюень, а в народе его звали «хмурень» и «листопад». В течение месяца отмечались несколько важных народных праздников.


Первая неделя сентября с 1 по 7 была посвящена богини Макоши, 8 и 9 сентября чествовали самых главных языческих богов, Рода и Рожаниц. В эти дни отмечали народные праздники оспожинки и осенины. Крестьяне проводили обряд прославления Рода и Рожаниц, приносили жертвы предкам и прославляли семейное благополучие.

Осенины - праздник урожая . Вся семья собиралась вместе за столом, устраивался пир. На столе обязательно должны были быть овсяная каша, яйца, творог, мед, вино из ягод, оленина или говядина. Чашу с вином пускали по кругу, славили богов. Затем водили игры и хороводы, пели песни про хмель (с этих дней начинался сбор хмеля). В каждой семье освящали хлеб из овсяной муки, который впоследствии использовали для лечения больных людей и животных.

Праздник Осенины на Руси отмечали несколько раз: кроме 9 - еще 14, 21 и 27 сентября. Осенины 14 сентября в языческом календаре называли Змейником осенним - пора змеиных свадеб. Этот день посвящался богу Велесу. В этот день нельзя было ходить в лес, потому что считалось, что все лесные духи бегают по лесу, проверяя, как он готов к зиме. Ночью леший ложился спать до весны, духи успокаивались, а людям можно было начинать заготовки грибов. А в деревнях проводились капустные вечера (капустки), когда женщины собирались по очереди друг у друга, вместе солили капусту, шутили, пели соответствующие песни.

Сам праздничный день был наполнен ритуалами. Например, надо было при помощи двух сухих дощечек высечь огонь. Этим огнём окуривали землю. Также полагалось возносить благодарение земле за урожай. А из муки нового урожая пекли праздничный пирог. Женихи же в этот день выходили на улицу приглядывать себе невест.

Свои обязательные ритуалы существовали и у детворы. Одним из них был торжественный обряд похорон летних вредителей — мух и тараканов — в специально сооружённых миниатюрных гробиках из щепок и репы. А мальчиков полагалось сажать в этот день на коня.

Существовали и свои приметы — если погода в этот праздничный день ясная, то и "бабье лето", и грядущая зима будут тёплыми. Ну, а если погода была плохая, считалось, что осень будет дождливой.

__________________________

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Рождество Пресвятой Богородицы

Угощение хлебом
Тип народно-православный
иначе Осенние оспожинки, Праздник урожая, Богач, Малая Пречистая
также Рождество Богородицы (христ.)
Значение Окончаниние полевых работ, встреча осени
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается в большинстве европейских стран
Дата 8 (21) сентября
Традиции Чествование Богородицы, возжигание огоня, братчина
Связан с осенним равноденствием

Осени́ны (вар. Вторые осенины, христ. Рождество Богородицы) - день народного календаря восточных славян, выпадающий на 8 (21) сентября . Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы : жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать - Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу .

Другие названия праздника

Осенние оспожинки, Вторая встреча осени, Богородицкая, Поднесеньев день, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Праздник Рожаниц , Рождество Богородицы.

В церковном календаре

Возжигание огня

Считалось, что с 21 сентября наступает конец лету и осень вступает в свои права. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь».

Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.

Белорусское название праздника «Засiдкi» говорит о том, что с этого дня позволяется сидеть в доме с огнём.

Почитание женщин

Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём . Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг её поют песни. После сего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот . В южно-русских губерниях девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью «встречать осень»; устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, плясали, играли.

В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы , посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

Это традиционно женский праздник: женщину почитают как продолжательницу рода. В этот день обращают свои молитвы к Богородице бездетные матери, чтобы святая заступница послала ребёнка. Женщины, у которых нет детей, накрывают стол и приглашают всех нищих в селе «чтобы молились за её детей». Эти женщины заказывают службу в церкви, а после богослужения приглашают всех к себе на обед.

В Аспосов день заканчивается бабье лето, хотя в некоторых местах оно продолжается до Воздвиженья или Покрова .

Во многих местах Белоруссии на Богача женщины выполняли охранительный обряд - вокруг двора пóсолонь (по часовой стрелке) плугом очерчивали круг-оберег на время зимнего содержания домашнего скота.

Посещение новобрачных

В старые годы в этот день сходилась к новобрачным родня богоданная и кровная, созывающаяся «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка приговаривая: «Аспосов день - поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте - хозяйского добришка не жалейте!» .

Братчина

В этот день организуется большая трапеза. К праздничному столу готовят кутью из разных круп нового урожая с мёдом, зерновой хлеб, кулебяку с рыбой, творог (сыр), студень, варят пиво и закалывают овцу (барана). В старину на этот день в селе закалывали оленя или быка. На пиру обносится чаша и над нею славят Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. Кутью также ставят на подоконник - угощение духов предков рода. Культ рожаниц отличается от остальных славянских обрядов торжественными пирами - «празднествами богородицы». «Желя Роду и роженицам по рождестве - муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе».

«Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское „пировство“ развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно».

Также в Осенины устраивалось угощение, на которое собиралась вся большая семья. В этот день новобрачные угощают свою родню, почему и называется «Поднесеньев день» (в иных местах «Поднесеньев день» отмечается на следующий день). В Тульской губернии к новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытьё и поучить их уму-разуму. После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме всё своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. В других местностях в этот день молодых приглашали к тестю и тёще, вместе со свекром и свекровью.

Похороны мух

В этот день в некоторых местах проводится обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых и Земли на время наступающей зимы.

Начало осени

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего, заготавливали лук).

Поговорки и приметы

Осенины - вторая встреча осени. Бабье лето по Аспосов день (рязан.). «Да Багача баба рабача, па Багачы - хоць за плот валачы» (белорус.). «Будзь багаты, як восень!» (белорус.). «Другі святок - восень, браток» (белорус.). С этого дня можно было засылать сватов: «Прийшла Пречиста - принесла старостів нечиста» (укр.). «Пречиста - картопля чиста» (укр.). «Як прийде Спас , то комарам урветься бас, а як прийде Пречиста - забере їх нечиста» (укр.). «Перша Пречиста жито засіває, а друга - дощем поливає» (укр.). «Прийшла перша Пречиста - одягла природа намисто, прийшла друга Пречиста - взяла комара нечиста, а прийшла третя Пречиста - стала діброва безлиста» (укр.). На вторую Пречистую заготавливают калину (укр.). Луков день - с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.). Пасиков день - убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.). Если в этот день хорошая погода - осень хорошая. «Пречиста так сказала: „Не празнуйте мене, празнуйте маво Чуду“» (полес. - Чуды , 6 сентября по ст. стилю) . «Между Прачыстае и Зюжэннем [Здвижаньем] жыта не сеюць» (полес.).

Злую муху закопать осенью в землю - прочие кусать не будут.

См. также

Примечания

Литература

  • Грушевський М. С. Історія української літератури, В 6 т. 9 кн / Упоряд. В. В. Яременко. - К. : Либідь, 1993. - Т. 1. (укр.)
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. -

Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Что такое Осенины - это встреча осени на Руси.

Её праздновали трижды: 14, 21 и 27 сентября.

14 сентября - день Семена-летопроводца. С Семена начинались засидки, т.е. работа в избах при огне.

21 сентября - праздновали Оспожинки - праздник урожая. Считалось, что с этого дня лето закончилось и осень вступает в свои права.

27 сентября - Воздвиженье. Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня так или иначе были связаны у крестьян со словом "двигаться". Воздвиженье осень зиме навстречу двигает, "хлеб с поля на гумно движется", "птица в отлет двинулась", и даже "кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась".

В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. Непременно навещают родителей и поминают предков.

    8/21 сентября - Рождество Богородицы . В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая - Успение, 15/28 августа).

    Осенины - вторая встреча осени. Пасекин день. Убирают пчёл, собирают лук. День луковой слезинки. Земля стремится к белым утренникам. «Всякому лету аминь (конец)». «Если погода хорошая - осень будет хорошая». «Бабье лето тишь вспугнуло».

    Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. После чего разламывают хлеб на куски по числу народа и кормят им домашний скот.

    У ацтеков в этот день отмечался день мужского плодородия т.е. праздник эрекции. 21/09 принято было считать благоприятным днём для зачатия сильных и здоровых мальчиков. Интересно заметить, что день богини-матери у ацтеков, Атлатонин, был совсем не этот день, а 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника.

    В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Таких гостей позыватый приглашал: «Навестить молодых, посмотреть на их житьё-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все своё хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка.

27 сентября – третьи Осенины, «Змеиный праздник»

По народному поверью в этот день змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (христианское слово это приняло звучание «рая»). Посему устраивались проводы их с просьбами передать послания ушедшим в мир иной.

«Воздвиженье – праздник змей. Сдвигаются в одно место змеи. Они уходят в землю, сдвигаются туда». 27 сентября стараются не ходить в лес, полностью предоставляемый в распоряжение змей. Пошедшего 27 в лес змеи могут затащить под землю. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Правой ногой шагни и остановись, когда в лес идешь. Сделай три земных поклона и скажи: «Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего». И плюнуть три раза через левое плечо.
В Пермской губернии считали, что от змеи предохраняет ношение растения Марьин корень на нательном кресте.
«Увидишь змею – за хвост ее встряхнуть, тогда не укусит и не уползет никуда.» (Власова М. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. - СПб., 2001. - С. 202.)

Змея изображена на медицинских эмблемах: над чашей, посох бога врачевания Асклепия (у римлян – Эскулапа), обвитый змеями. Змея в руках волшебницы Медеи, которая могла возвращать молодость.
Ежегодно из природы изымают тысячи змей для получения яда. Редкими стали гюрза и кобра.

ОСЕНИНЫ

Фольклорный праздник

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины 21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи. К этому времени весь урожай бывал уже убран. А какой урожай могли собирать крестьяне? Давайте-ка вспомним, что растет на огороде?

ДЕТИ: Морковь, свекла, капуста, картошка…

ВЕДУЩИЙ: Правильно! И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное, внуки на несколько дней оставались у бабушки с дедушкой. И мы тоже с вами позовем сегодня в гости Осень. Только мы с вами привыкли представлять Осень в виде красавицы в разноцветном наряде, с охапкой желтых листьев, а вот на Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. Лицо у него суровое, три глаза и косматые волосы. После уборки урожая он ходил по полям – проверял, все ли убрано, как следует. А у нас сегодня Осень предстанет в виде девочки. Итак, давайте вместе произнесем закличку: Осень, Осень, милости просим!

Входит Осень и 3 осенних месяца.

ОСЕНЬ: Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго власть не уступало.

Но всему приходит срок –

Я явилась на порог.

Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

ОКТЯБРЬ: Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

НОЯБРЬ: Чёрно поле – бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому?

СЕНТЯБРЬ: Меня называли хмурень, ревун, заревник.

ОСЕНЬ: Сентябрь – ревун, от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей.

ОКТЯБРЬ: Меня называли позимник, листопад, грязник.

ОСЕНЬ: Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

НОЯБРЬ: Меня называли полузимник, грудень.

ОСЕНЬ: Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка. А вы, ребята, знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

А теперь отгадайте-ка русские народные загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

СЕНТЯБРЬ: Скинули с Егорушки золотые перышки, заставил Егорушка плакать без горюшка. (лук)

ОКТЯБРЬ: Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зеленый, завила оборки густо. Узнаешь ее? (капуста)

НОЯБРЬ: Стоит лепёшка на одной ножке. Кто мимо пройдет, всяк поклонится. (гриб)

СЕНТЯБРЬ: Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет. (лист)

ОКТЯБРЬ: Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (картошка)

НОЯБРЬ: Круглое, как месяц, листья, как ель, а хвост, как у мыши. (репа)

ВЕДУЩИЙ: А знаете, ребята, репа была очень важным овощем (помните сказку про Репку?). Дело в том, что наша любимая картошка появилась на Руси только в 18 веке, а до нее главным овощем была репа. Репу ели свежую, пареную, вяленую. Пекли с репой пироги, делали репной квас, варили кашу.

ОСЕНЬ: И последняя загадка: В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка? (рябина)

ВЕДУЩИЙ: Рябина, ребята, очень славилась на Руси. Все ягоды уже давно убраны, еще летом, а рябина краснеет только к осени, ярко горят ее ягоды. Из рябины готовили рябинный квас, слабительный и прохладительный. Был даже специальный день, 23 сентября, когда ягоды рябины срывали и кистями вешали под крышу. Но часть ягод обязательно оставляли на дереве – дроздам-рябинникам, снегирям-краснозобам..

Вот как встречали на Руси Осень.

Ну а мы с вами встречаем Осень нашей традиционной выставкой даров природы, необыкновенными овощами, выросшими у вас на даче, осенними поделками.

Осень, приглашаем тебя посмотреть выставки ребят и помочь отобрать самые лучшие экспонаты для общешкольной выставки.

ОСЕНЬ: С удовольствием! Ждите меня, ребята, по классам. Ко всем зайду, никого не пропущу, да еще принесу угощение!

Когда в классе Осень прощается

ОСЕНЬ: Молодцы, ребята, славно потрудились! А теперь отведайте моего угощения – осенних яблочек! Осень раздает из корзинки яблоки. До свидания!

21 сентября - вторые Осенины

21 сентября - вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: "Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!" По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы "поучить их уму-разуму". Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: "К нашей хлеб - соли милости просим!" После сытного обеда молодая хозяйка показывает дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад. Гостей угощали пивом своего производства. Все вместе собором чествовали Солнце.

С 21 сентября считалось, что всякому лету - Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия.

Вторые Осенины соединяют как бы два праздника: земной и духовный. По своей земной сути - это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной, небесной природе - день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

9 сентября

В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины (в православии - день Рождества пресвятой Богородицы) устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье - то большое, мужики богаты!
Что мужики - то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

27 сентября - Третьи Осенины

Третьи Осенины приурочены к церковному празднику Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, это третья встреча осени. "Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает".

По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Длились эти вечеринки две недели. Это своего рода священнодействие: капуста считалась священной пищей Богов. В этот день осуществлялся очень древний обряд - крестовый. Знак креста с доисторических времен являлся символом солнца. Считалось, что на Воздвижение он излучает охранительную силу. Крестьяне вырезали кресты из дерева, составляли крест-накрест ветки рябины, рисовали кресты в местах, которые хотели уберечь от нечистой силы: в закромах, хлевах.

На третьи Осенины, по народному поверью, змеи и прочие гады вместе с птицами переселялись в неведомую блаженную страну, называемую ирием (в христианстве слово это приняло звучание "рая"). Посему устраивались проводы их с просьбой передать послание ушедшим в мир иной.

В деревнях крестьяне варили пиво. Осуществляли обрядовую опашку села, изгоняя из него Кухому (лихорадку, трясуницу), потом разделяли пиво по домам и отдыхали после трудов праведных. Вечером топили баньки и парились, изгоняя нечисть из себя. В лесах леший перед долгой зимой последний раз шутил над людьми, устраивая смотр зверям и птицам - готовы ли они к суровой зиме.

По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. Первый Вселенский собор (325 г.) установил этот день началом года. По православному преданию, в сентябре был сотворен мир.

Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы (до 15 ноября), переселялись в новые дома, осуществляли обряд “пострига” (посвящение) мальчиков, достигших семи лет, в отроки, отмечая их новую роль в общине.

К праздничному дню первых Осенин был приурочен древний забавный обряд похорон мух и тараканов, надоедливых обитателей русского лета. 14 сентября - начало Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель. Подметили: если Семен - день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

14 сентября - день Семена Летопроводца. Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. В истории человечества он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого “горного” места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни, даже заключенных в темницах одаривали подарками.

Летает так и на ...

  • Рабочая программа предмет литературное чтение Учитель Бабикова Н. К. Класс 2 2013 2014 учебный год пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... на темы «Старинные книги Древней Руси ... на лето ... в доме, на улице, в театре, на празднике ; ... Природа в музыке.Осенины ; Осень : поэт – художник... , встречи с... извинения, прощания , культура... 7 24.09 Что такое погода? Практическая... формирование на этой основе...

  • Наталья Плахтеева

    Осенины - народный праздник прощания с летом и встречи осени. Отмечали этот праздник трижды - 14, 21 и 27 сентября.

    Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября.

    К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей. Тогда Мать-Земля и на будущий год не обидит своими дарами. В народе первые Осенины так же называли Луков день, поэтому очень важным на этом этапе было собрать и заготовить лук на зиму.

    По старинному календарю начало осени приходилось на 14 сентября. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы.

    Вторые Осенины отмечали 21 сентября.

    Этот праздник соединяет два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», а по земной сути - праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями. По народному календарю в этот день начинается золотая осень, которая продлится до 14 октября.

    В день осеннего равноденствия, 21 сентября, начинается вторая половина «Бабьего лета», и по народному поверью, какая погода будет в этот день, такой будет и осень. На Руси день осеннего равноденствия считался праздником и всегда отмечался пирогами с капустой, брусникой и мясом, а также народными гуляниями.

    С 21 сентября считалось, что «Всякому лету – «Аминь». Осень прочно вступила в свои права.

    Третьи Осенины, 27 сентября.

    Они приурочены к церковному празднику «Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня», это третья встреча осени.

    Все приметы, пословицы, поговорки были связаны у крестьян со словом "двигаться":

    «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»,

    "Хлеб с поля на гумно движется",

    "Птица в отлет двинулась",

    "Кафтан с шубой сдвинулся»,

    «Шапка надвинулась".

    Вот так в старину на Руси встречали Осень

    К дню осеннего равноденствия, 21 сентября, я предлагаю Вам сделать вместе со мной куклу «День – Ночь».

    Кукла “День-Ночь” – это кукла-оберег жилища. Это две одинаковые куклы, но одна сделана из белой ткани (день, а другая - из черной или синей (ночь). Куклы связаны между собой одной верёвочкой и составляют единую композицию. Люди верили, что кукла оберегает смену дня и ночи, порядок в мире.

    Кто в семье первым просыпался, тот поворачивал куклу светлой стороной. Кукла «День» следила за тем, чтобы солнце светило весь день и помогало домочадцам.

    А перед сном тот, кто ложился спать последний, разворачивал её темной стороной, чтобы кукла «Ночь» оберегала сон и утром все проснулись отдохнувшими, здоровыми.

    Куклы разные не только по цвету, но и по характеру. Кукла "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Куколка "Ночь" - мудрая, тихая, задумчивая, спокойная.

    Для изготовления этой куклы нам понадобятся:

    Лоскут белой ткани,

    Лоскут синей (чёрной) ткани,

    Нитки для обвязывания – синие (чёрные, белые.


    Эту куклу мы сделаем так, как в старину делали куклу «Кувадку».

    Возьмём прямоугольный лоскут белой ткани и соберём его к центру





    Теперь скручиваем его несколько раз



    Из скрученной части формируем голову куколки и фиксируем ниткой белого цвета



    Маленький лоскут белой ткани складываем и формируем руки куклы



    Закрепляем руки куклы белой ниткой



    Получилась кукла «День»



    Точно таким же способом из тёмной ткани делаем куклу «Ночь». Соединяем готовых кукол с помощью сине-белого шнура. Вот теперь это единая композиция, одна кукла «День – Ночь».



    А эту куклу «День – Ночь» я сделала старинным способом, которым русские женщины делали «куклу – закрутку».

    Уважаемые коллеги, надеюсь, что эти куклы Вам понравились. Следуя простым приёмам, Вы без особого труда сможете сделать таких кукол в качестве оригинального подарка на память своим близким и любимым.

    1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла

    Рождество Богородицы (8/21 сентября)

    Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

    Семенов день (1/14 сентября)

    Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

    Воздвижение (14/27 сентября)

    Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

    Покров Богородицы (1/14 октября)

    Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

    Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

    Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

    Кузьминки (1/14 ноября)

    Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

    2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

    Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

    Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

    День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

    В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

    Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

    В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

    В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

    В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

    По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

    К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

    Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

    Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

    Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

    В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

    Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".

    В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

    В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

    К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

    В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

    К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна ("мяли куделю"). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца".

    С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками", "капустками", "капустницами", "капустенскими вечерами". Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц".

    Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

    На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.

    Церковному богослужению присвоено в этот день особое "величание": "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный". В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

    В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них "громы-молнии", "огненные и каменные стрелы", "град величиною с человеческую голову", "ливень-дождь". Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

    Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

    Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

    Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: "Какова погода на Покров - такова и зима"; "Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы" (воронежск.); "Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме"; "Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму"; "Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша" (пермск.); "Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная"; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: "Покров - первое зазимье"; "На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима"; "С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы"; "Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима"; "Покров кроет землю, то листом, то снегом".

    Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: "На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается". Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: "Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же"; "Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе"; "От первого снега до санного пути шесть недель" (Пинежье).

    Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет"; "Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест"; "Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб"; "Если снег выпадет на Покров - счастье молодым"; "Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)"; "Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)".

    Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: "Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися" (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из "вороженного" льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

    После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу ("Покров - конец хороводам, начало посиделкам"), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: "Зазимье пришло - засидки привело"; "С Покрова пряхи по ночам засиживаются".

    Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. Устанавливались различные сроки: "От Покрова до Евдокей"; "От Покрова до Крещенья"; "От Покрова до Егорья". После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

    К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: "Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает"; "На Покров последний сбор плодов". Во многих местах начинались Покровские ярмарки: "Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке"; "Подожди до Покрова: весь долг выплачу".

    Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

    В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали "кузьминскую вечеринку" ("ссыпчину", братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая в разных размеров чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

    После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые "поцелуйные". Так, играя в "Прялицу", играющие становились в круг, и во время исполнения песни: "Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…" парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).

    Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись "на промысел" - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

    Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: "Подкузьмила девка парня!"), знакомства молодежи (в народной терминологии - "жениханье"), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и "свадебных кузнецов".

    3. Обрядность осенних праздников и основные элементы праздников осеннего цикла

    Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новые праздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжаются охраняться и некоторые традиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органически вплетаются в новые. Традиционные черты более отчетливо прослеживаются в современных календарно-трудовых праздниках, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью

    Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Непреходящая ценность для жизни людей сельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарной обрядности до наших дней. В настоящее время следует говорить не об обрядах, а о праздниках, посвященных отдельным моментам сельскохозяйственного года. Только часть из них развивалась на основе традиционных обрядов и впитала отдельные обрядовые действия, утратившие уже прежнее религиозно-магическое значение. Вместе с тем наметились различные формы проведения праздников, проходящих в общегосударственном масштабе, в общественной сфере или в семейном быту.

    Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Более того, в книге А.Ф. Некрыловой «Круглый год» читаем: «Осень в крестьянском понимании ограничивалась периодом уборки урожая – примерно от Ильина дня (20 июля / 2 августа) до Покрова (1/14 октября)»

    Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Древние славяне занимались прогностикой, то есть предсказанием событий по приметам и знамениям, наблюдаемым в окружающей природе. Приметы были всегда тесно связаны со временем года. Кроме того, каждая примета увязывалась с особенностями климата, природой той или иной местности. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы.

    4. Проблема возрождения традиций празднования народных календарных обрядов осеннего цикла

    После установления Советской власти начали создаваться ритуалы новых общественных и гражданских праздников; многие ж религиозные обряды стали быстро уходить из жизни; население указывает, какие из них справляли «до коммун», «до колхозов», какие дожили до Отечественной войны. Трудные годы войны и послевоенного восстановительного периода еще больше сократили традиционные празднества.

    Но уже в 50-60 годы началось возрождение и развитие новой обрядности. При этом большую инициативу проявляли многие местные общественные и производственные организации, учреждения культуры, руководители сельских государственных и коллективных хозяйств. Публиковались инструкции, справочники, статьи, дающие рекомендации и отражающие местный опыт. Создание ритуалов новой обрядности и сценариев празднества стало делом общенародным, в котором приняли участие местные активисты, партийные и советские органы, журналисты и ученые.

    Большое внимание изучению обрядности как одного из элементов современной народной культуры уделяют этнографы: за последние годы опубликовано значительное число работ об обрядах и праздниках русского населения различных регионов страны. Формирование и утверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей страны рассмотрела Л. А. Тульцева. Подчеркнув социальную значимость этой задачи. Она обратила внимание на существенную роль государства и общественности в ее решении, а также на значение исследований ученых.

    Современные общественный праздники русского городского населения изучали М. Н. Шмелева и О. А. Будина, отметившие неоднородность их проведения в общественной сфере и в семейном быту горожан.

    Советские исследователи наблюдали современные праздники и обряды в первую очередь у русских сибиряков европейской части страны. Обрядность русских сибиряков изучена весьма слабо. Она, главным образом, подвергалась ретроспективному анализу в целях реконструирования и выявления ее места в системе народной трудовой культуры.

    В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В связи с этим стало необходимым сравнение прежних традиционных календарных праздников и бытующих в настоящее время.

    В настоящее время большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. Лишь немногие из них сохранились. В советское время клубы и дворцы культуры пытались стать новыми центрами, где организовывались вечера. Старинные традиции часто переносились в новоизобретенные праздники.

    В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

    Как массовое явление бытует сейчас обрядовая еда. Традиционные блюда готовят не только пожилые женщины, но и молодежь. Семейные рецепты блюд бережно сохраняются и передаются от поколения к поколению.


    Список литературы

    1. Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. - М., 1962.

    2. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.

    3. Климишин И.А. Календарь и хронология. - М.: Наука, 1990.

    4. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. - М.: Просвещение, 1994.

    5. Кравцов, Лазутин. Русское устное народное творчество. - М., 1983.

    6. Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика: Хрестоматия. - М., 1971.

    7. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1989.

    8. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Т. 1, 2. - М.: ОЛМА-Пресс, 1998.

    9. Ранович А. Происхождение христианских таинств. - М.-Л., 1931.

    10. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М.: Российский раритет, 1992.

    Понравилась статья? Поделитесь ей