Контакты

Права проституток, евреи и Клара Цеткин: реальная история «8 марта.

История возникновения праздника 8 марта. Кто же вышел на улицы Нью-Йорка – текстильщицы или проститутки?

Казалось, что легенды о создании праздника 8 марта стары как мир и всем известны. На всякий случай уточнила у своих коллег, и поняла, что многие знают лишь официальную версию. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня. Некоторые из них могут шокировать и даже отбить охоту вообще отмечать этот день. У каждой из этих версий есть под собой обоснования, и каждый выбирает для себя во что верить.

Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин

Официальная версия СССР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.

В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, итем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем. Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.

В СССР этот праздник притащила подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз “великой фразой”: “Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды”. 8 марта стало официальным праздником в СССР в 1921 году.

Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы

Историки так и не сошлись во мнении, была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери их. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была.

Итак, вторая версия гласит, что Цеткин хотела связать историю женского дня с историей еврейского народа. Согласно легенде, возлюбленная персидского царя Ксеркса, Есфирь, спасла иудейский народ от истребления, воспользовавшись своими чарами. Ксеркс хотел истребить всех евреев, но Есфирь убедила его не то, что не убивать евреев, а наоборот – уничтожить всех еврейских врагов, включая самих персов. Произошло это в день 13 Арда по еврейскому календарю (этот месяц приходится на конец февраля – начало марта). Восхваляя Есфирь, евреи стали праздновать Пурим. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.

Версия третья, о женщинах древнейшей профессии

Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная и неприятная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня. В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить.

В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке – незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным, как это предложила Цеткин.

Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подругой Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на “трудящихся женщин”.

Зачем внедрили 8 марта?

Судя по всему, 8 марта – обычная политическая кампания социал-демократов. В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно просто пройти по улицах с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги – и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны. Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.

Тэги: 8 марта

8 марта- праздник Клары Цеткин и Розы Люксембург

Клара Цеткин и Роза Люксембург

Москва, 8 марта - Наша Держава (Дмитрий Дёмушкин) Праздник этот был придуман в 1910 году еврейской большевичкой и феминисткой Кларой Цеткин и в дальнейшем он был утвержден в следующем, 1911 году, на Европейской конференции женщин-социалисток. День 8 марта подозрительно “удачно” пришелся на празднование иудейского праздника Пурим. Пурим празднуется в честь “подвига” Есфири.

Разберём подробнее обратившись к статьям Диакона Андрея Кураева и другим образованным людям. Дабы опять всё не списали на паранойю "Фашистов едящих детей"

Весну естественно было бы встречать не 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта - в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта?

Почему именно 8 марта было избрано для такого праздника? Почему большевики (верхушка сплошь евреи) празднуется 7 ноября - понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая - тоже всем известно (по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне.

Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно - не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем.
Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял - мы дадим ему другое толкование.

Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев революции 17 года не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален входили и в него сплошь ЕВРЕИ. Истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилия" и призвали разрушить его "до основания".

Вам пришла в голову замечательная идея создать женский день. Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь
Эсфири посвящен ежегодный и самый "веселый праздник" еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи).
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом всех наших женщин(пусть даже и не сознавая этого).

Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой "тюрьмы народов" - России - при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения).
У многих в столице мировой империи (каковым был тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситуациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев…
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем… И позваны были царские писцы, и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,8-11).
И в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.

Как можно спустя тысячелетия арийским народам праздновать события того дня. Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мардохей" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664).

Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала устроивших резню в православной России, женское революционное движение ассоциировалось именно с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?

У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев.
События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом.

Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе.

Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще Красной Армии и не было ее побед.Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии. Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).
Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась "Февральская революция". Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал "днем Красной Армии".
Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры… Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с "избавлением" от "царизма". Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 - это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий "Брестского мира". Это - день капитуляции России в первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую".
Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитников Отечества", - еще одна издевка.

Вообще очень занятно слушать намеки, которые "посвященные" в тайну Пурима произносят в присутствии людей, которых они считают непосвященными. Например, в 1994 г. в Москве открылся магазин кошерной пищи. Главный "антифашист" Москвы, депутат Московской городской думы Евгений Прошечкин, выступая на церемонии открытия этого магазинчика, "произнес тост за повышение роли торговых предприятий в развитии национально-политических отношений. Кстати, в свое время особую и весьма достойную роль в них сыграли масла, которыми натиралось тело библейской героини Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса" (П. Эрлих. Москва кошерная. // Сегодня, 30.6.1994). Какой тонкий юмор! Оказывается, вырезать 75 тысяч человек - значит, сыграть "достойную роль в развитии национальных отношений"! Поддерживая изящную шутку депутата, журналист продолжает: "Говорят, царь оставил немного для фирмы "Осем" и для нас с вами". Так что - владельцы и посетители кошерного магазина намерены воспроизвести в России сюжет книги Эсфирь? Кстати, по сообщению этого же журналиста, в меню презентации входило блюдо под именем "уши Амана"…

Поэтому особенно мы обращаемся к молодым людям: подумайте, стоит ли поздравлять с праздником резни маму или любимую девушку?
Может стоит всегда хорошо относиться к женщинам, как к родителям нашей нации и народа.

3 года

Дамы и господа! Позвольте в этот знаменательный день чуть-чуть помемуарить). Итаг!

Я хочу сказать, что сам день 8 марта - праздник надуманный и к женщине, как таковой, отношения не имеет. Я помню себя с 4-летнего возраста и замечал, что был такой день в году, когда мой дед и отец, составив длинный список женщин-сослуживцев и жён своих сослуживцев, обзванивали всех со стандартным поздравлением и трафаретной радушностью в голосе, НО! не поздравляли своих любимых! женщин - маму и бабушку, и не поздравляли замечательных жён своих друзей. Всех их они просто любили, цветы дарили часто, не привязывая к календарным праздникам. И вот, когда я вошёл в сознательный возраст, эдак лет в семь, то спросил у деда - почему так?) И дед рассказал мне про праздник 8 марта и про то, как, кем и зачем он был выдуман. Я тут публикну перепост, Ибо! он как раз о том, что мне поведал дед.

__________________________________________________________________________________________________________

Мы столько лет уже отмечаем этот праздник, что даже не задумываемся над тем, когда и по какой причине он появился. А ведь полное название праздника 8 Марта - День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Решение о праздновании было принято в 1910 году на II Международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин. Это известно многим. Но почему 8 Марта?


Обратимся к истории. Клара Цеткин и Роза Люксембург были не только соратницами в своей борьбе за равноправие женщин, но и подругами, несмотря на разницу в возрасте. Они активно выступали против трех “К”, принятых в Германии и Польше. Три “К” - кухня, киндер (дети) и кирха (церковь).

Однажды, в 1899 году, они прочитали две работы некоего Ильина “Развитие капитализма в России” и “Что делать?”. Заинтересовавшись, узнали, что под этим псевдонимом печатался молодой марксист В.Ульянов, живущий в Петербурге. Они захотели с ним встретиться и обсудить женский вопрос в свете революционного переустройства мира. Пока они до него добирались, у них закончились деньги. Вопрос - Что делать? - возник с новой остротой).


В Усть-Абаканском был трактир, в котором играли в карты на деньги. Клара прекрасно играла в карты, этому научил ее отец. Придя в трактир, она предложила игрокам сыграть с ними, но они ее только осмеяли: “Не бабье это дело играть в карты. Бабье дело - варить щи, рожать детей да доить коров!” ___Клара была возмущена этим мужским шовинизмом, в результате чего они с Розой проплакали почти всю ночь. Утром созрело решение - Клара переодевается в мужской костюм и идет в трактир играть. Роза пожертвовала свой локон, из которого они изготовили усы и бакенбарды и приклеили их Кларе с помощью медицинского клея. Цеткин отправилась в трактир и, конечно же, выиграла достаточно большую по тем временам сумму - 1200 рублей. Это случилось 8 июля. Подруги решили, что этот день должен быть праздником всех женщин в борьбе за равноправие. 10 июля они благополучно сели на пароход и отправились домой.

На II конференции социалисток К.Цеткин рассказала о случае, произошедшем в Усть-Абаканском, и предложила объявить 8 июля женским праздником. Но социалистки-феминистки возразили: нельзя день выигрыша в карты делать женским праздником, даже если женщина и доказала в этот день свою равноправную состоятельность.

Тогда Клара вспомнила и рассказала одно немецкое предание. В средние века господин имел право первой ночи. Его подданные девушки, прежде чем выйти замуж, должны были посетить его опочивальню. В одном графстве одновременно состоялось восемь свадеб, и всех невест звали Мартами. Семь девушек безропотно приходили в опочивальню графа, а восьмая Марта отказалась. Ее насильно привели к господину. Оставшись наедине, она выхватила из складок платья нож и убила графа. Выбравшись из замка, она прибежала к своему любимому и все рассказала. Они покинули это графство, поженились. Жили долго и счастливо. Это был один из первых вызовов против бесправия женщин. Социалистки решили, что праздник должен отмечаться 8 марта в честь этой непреклонной восьмой Марты.

Такова история возникновения праздника 8 марта.

ПЫ.СЫ. Я дико извиняс, НО! это же бред! какое отношение сей праздник имеет к женщинам?

_________________________________________________________________________________________

А теперь посмотрим на пламенных революционерок Клару Цеткин и Розу Люксембург с другого ракурса.

Какой была личная жизнь женщин, придумавших праздник 8 Марта.

Те, кто успел поучиться в советской школе, знают их как пламенных революционерок. Нам эти женщины, яростно боровшиеся за равноправие полов, представлялись этакими оголтелыми феминистками и мужененавистницами. Однако личная жизнь обеих была не менее бурной, чем их политическая деятельность.


Дикая Клара

18-летняя выпускница Лейпцигской женской гимназии Клара Айсснер не стала блестящим педагогом, как надеялись ее учителя. Через несколько месяцев после выпускного девушка вступила в социал-демократическую партию. Родители были в шоке и даже хотели посадить ее под домашний арест, но Клара держалась стойко. Ее наставник, политический эмигрант из Одессы Осип Цеткин , так красочно разглагольствовал о всеобщем равенстве и братстве, что девушка не могла оторваться. Он был некрасив, но притягивал мощью интеллекта. Всего-то на четыре года старше, но уже столько успел повидать! Осип долгое время принимал лихорадочный блеск в глазах Клары за пламенную увлеченность идеями революции. А когда понял, что девушка влюблена в него, постарался объяснить: собираются они здесь не для того, чтобы заводить романы. Однако Клара с присущим юности пылом упорно добивалась своего. Все-таки неспроста ее окрестили «дикой». Это прозвище она получила от друзей юности за горячность, с которой отстаивала идею революции.

В 1880 году Осипа выслали из Германии, и он перебрался во Францию. А Клара выполняла партийные задания в Австрии и Швейцарии. Она пыталась вырваться к любимому, но уехать в Париж ей разрешили лишь через два года. Она тут же разыскала Осипа, поселилась у него и взяла себе фамилию Цеткин, хотя брак официально не зарегистрировали.
Осип перебивался случайными заработками, но трудности Клару не пугали. С разницей в два года она родила двоих сыновей - Максима и Костю. Трудилась на трех работах, на время забросив политическую карьеру, лишь бы ее семья не голодала. Ей было всего 32, когда Осип умер от туберкулеза, НО! выглядела она на все 45.

Седина в голову


После смерти мужа Клара с детьми вернулась в Германию. Поселилась в Штутгарте, где получила должность ответственного секретаря газеты немецких работниц «Равенство». Бюджет издания не позволял нанять постоянного художника, поэтому Клара предлагала временную работу учащимся академии художеств. Там она и познакомилась с 18-летним художником Георгом Фридрихом Цунделем, вдвое моложе нее. Изголодавшаяся по любви 36-летняя женщина воспылала страстью к юноше. Тем более что и он проявил к ней интерес. Возможно, Георг рассчитывал лишь на необременительные отношения, но Клара смогла удержать его. Но после 20 лет брака Георг попросил развод: он влюбился в юную Паулу Бош- дочь основателя известной теперь на весь мир компании по производству бытовой техники. Боши раньше жили по соседству, но и после переезда поддерживали дружеские отношения с Кларой и Георгом. Художник мечтал жениться на возлюбленной, но жена не отпускала его. Хотя и понимала, что в свои 58 уже не представляет интереса для 40-летнего мужчины. Впрочем, Георг все равно ушел от Клары, хотя официально развод был оформлен только через 11 лет.

Стареющая коммунистка Клара Цеткин на встречах с работающими женщинами обсуждала не победу трудящихся над мировым империализмом, а вопросы пола и брака. Раздавала брошюры с популярным изложением теории Фрейда , затрагивала деликатные темы. Узнав об этом, Владимир Ленин жутко возмущался. Мол, время ли сейчас рассуждать о любви да ухаживаниях.
- Мир старых чувств и мыслей трещит по швам. Скрытые раньше для женщин проблемы обнажились, - возражала вождю мирового пролетариата Клара.

__________________________________________________________________________________________________


Бедная Роза

Пятый, младший ребенок в семье зажиточных польских евреев, Розалия Люксенбург была самой невзрачной. Непропорциональная фигура, маленький рост, да еще и врождённая хромота.Она была любимицей всей семьи, но все равно выросла с кучей комплексов. Возможно, это и заставило ее уйти в политику. Там в ней видели не женщину, а умного и надежного товарища. В 1890 году 19-летняя Роза, уже сменившая фамилию на Люксембург , знакомится с эмигрантом из Литвы Лео Йогихесом (подпольная кличка Ян Тышка ). Неотразимый красавец пропагандировал идеи социализма, но девушку больше интересовал он сам. Она готова была забыть о революции и стать покладистой женой. Но Лео, благосклонно принявший ухаживания очередной поклонницы, сразу осадил Розу: он сторонник свободных отношений, а брак - это пережиток буржуазного прошлого. Этот роман мало интересовал любимца женщин, но его забавляло слепое поклонение стойкой революционерки, которую так уважали соратники.

Жесткая в политических делах, Роза писала любимому удивительно лиричные письма: «Если мне когда-нибудь захочется снять с неба пару звезд, чтобы подарить кому-нибудь на запонки, то пусть не мешают мне в этом холодные педанты и пусть не говорят, грозя мне пальцем, что я вношу путаницу во все школьные астрономические атласы…» Лишь через 16 лет Роза нашла в себе силы порвать с Йогихесом - ей надоела вечная неопределенность.

Роза готова была бросить политическую карьеру ради замужества, но ни один из её мужчин жениться не захотел.

Решив больше не отвлекаться на личную жизнь, Роза с головой ушла в работу. Активная деятельность не раз приводила к тому, что она оказывалась за решеткой. На одном из процессов ее защищал юрист Пауль Леви . И Люксембург не удержалась - соблазнила адвоката, который был моложе ее на 12 лет.

ПЫ.СЫ. Вот вам и пламенные революционерки, однако.

Посему провозглашаю новую! рэволюцьённую программу! Каждой женщине по достойному мужчине! Всем здоровых, умных деток! Весны - зимой, солнца - осенью! Ура!

8 марта - история возникновения праздника

Исторически Женский день был задуман как дата выступлений женщин всего мира в борьбе за свои права. Придумали его феминистки Клара Цеткин и Роза Люксембург.

Полное название праздника 8 Марта - Международный день борьбы за права женщин и международный мир. А дату 8 Марта - выбрали благодаря старинному немецкому преданию. В Средние века в Германии, как и во многих других странах, действовало правило первой ночи. То есть выходящие замуж крепостные девушки должны были отдать свою невинность не мужу, а своему господину.

И вот в одной деревне был большой праздник: отдавали замуж восемь девушек, и все они по странному совпадению носили имя Марта. Семь девушек одна за другой входили в опочивальню к господину, а восьмая отказалась. Ее схватили и насильно привели в замок. Раздеваясь, Марта выхватила из складок рубашки нож и убила своего господина. Она все рассказала любимому, после чего супруги сбежали и жили вместе долго и счастливо.

Эту легенду как пример первого вызова женщины против своего бесправия в 1910 году на собрании социалисток в Копенгагене рассказала Клара Цеткин. В честь этой девушки - восьмой Марты - Клара Цеткин и ее подруга Роза Люксембург предложили учредить международный женский день, в который женщины всего мира будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

Именно такими, рьяными революционерками и политическими идеологами, мы представляем Клару Цеткин и Розу Люксембург по урокам в советской школе. Однако прежде всего они были женщинами и, помимо успехов в политической карьере, хотели любить и быть любимыми.

Клара Цеткин - биография

Клара Цеткин на самом деле никакая не Цеткин, а Айсснер. Она родилась 5 июля 1857 года в саксонском городе Видерау в семье сельского учителя. Одаренная от природы и не по годам образованная, она должна была пойти по стопам отца и стать учительницей. Но в Лейпциге, куда уехала учиться Клара, она попала на собрание социал-демократического кружка. И может быть, судьба ее сложилась бы иначе, не привлеки ее внимание эмигрант из России Осип Цеткин.

Он не был богат или красив, но так пылко и страстно рассказывал о равенстве и братстве, что восемнадцатилетняя Клара влюбилась без памяти. К тому же Осип был на несколько лет ее старше и опытнее, да еще скрывался от несправедливого преследования российских властей. Ну чем не романтический герой баллад Шиллера, которыми Клара зачитывалась ночами?

Клара и Осип прекрасно дружили, пока на одном из собраний на руках Осипа не защелкнулись наручники. Прежде чем его депортировали из Германии, он успел крикнуть Кларе, что любит ее, чем окончательно разбил сердце девушки. Прошло долгих два года, проведенных Кларой в политических выступлениях и поиске любимого, прежде чем она отыскала похудевшего и больного Осипа в грязной комнатенке на окраине Парижа.

Из-за болезни мужчина не мог работать, поэтому все свое время посвящал написанию революционных статей. Как и любая женщина, Клара Цеткин обрадовалась возможности быть нужной и бросилась спасать любимого. С той же дикой энергией, с которой она произносила политические речи с трибун (не зря ее прозвали Дикая Клара), молодая женщина взялась за работу.

Она нанялась гувернанткой в богатый дом, подрабатывала прачкой, а в остальное время давала частные уроки или делала переводы. Осипа такое положение устраивало. Он даже не предложил Кларе выйти за него замуж. Впрочем, в коммунистической среде брак считали буржуазным пережитком. Клара взяла фамилию мужа и стала Клара Цеткин. Она родила двоих сыновей, Максима и Константина. Через семь лет Осип умер от туберкулеза.

Изнуренная непосильным трудом и постигшим ее горем, в свои 32 года Клара Цеткин выглядела на все 50: седые волосы, сгорбленная спина, огрубевшие красные руки. Даже соратники по партии, которые видели в Кларе товарища и единомышленника, удивлялись, насколько мало женственности осталось в этой по-прежнему сильной духом женщине. Знакомый врач поставил Цеткин диагноз: нервное истощение.

Оставшись одна с двумя детьми на руках, без средств к существованию, Клара вместе с сыновьями вернулась в Германию, одолжив деньги на билет у своего брата. Работа в газете немецких работниц «Равенство» свела ее с 18-летним художником Георгом Цунделем. Несмотря на то, что Георг был вдвое ее моложе, Клара увлекла его сначала в политическое движение, а затем и в свою постель. Впрочем, Цундель не особенно сопротивлялся. Они поженились.

Против этого брака выступали соратники по партии, в том числе Август Бебель, который боялся, что из-за неравного брака Клара в глазах народа станет посмешищем. Но Цеткин всю свою жизнь поступала так, как считала нужным. Кроме умения убеждать, она также умела зарабатывать деньги. Супруги жили в неплохом особняке под Штутгартом и вскоре купили чуть ли не первый в округе автомобиль, а затем и небольшой домик в Швейцарии.

На этот раз Клара Цеткин прожила в браке довольно счастливо и долго: целых двадцать лет, пока однажды Георг не объявил, что уходит к молоденькой любовнице. Каким бы ораторским искусством ни обладала Клара, но в свои 58 лет она не могла противостоять прелестям юной соперницы. Вновь убитая горем, женщина все свои силы отдала политической борьбе. И в это же время она подружилась со своей соратницей Розой Люксембург.

Роза Люксембург-биография

Розалия Люксембург была пятым, самым младшим ребенком в богатой семье польских евреев. Маленькая, непропорциональная фигура, некрасивое лицо и врожденная хромота стали для нее причинами множества комплексов. Одна ее нога была короче другой из-за вывиха тазобедренного сустава. Спасали только специальные, изготовленные на заказ ботинки, от которых она зависела почти как от воздуха. Если идти медленно, то хромота была почти незаметна, другое дело - когда начинаешь торопиться. Тогда становишься похожа на старую утку. А уж босиком, без ботинок, ходить и вовсе невозможно.

Понятно, что вниманием противоположного пола девушка не пользовалась. Даже мать, которая души не чаяла в Розе, с детства внушила ей, что нужно рассчитывать только на себя, потому как удачно выйти замуж Розалии вряд ли удастся. Девушка уехала на учебу в Варшаву, где увлеклась модными в то время социал-демократическими идеями. Ей нравилось, что члены подпольного движения ценили в ней ум, ораторское мастерство и преданность делу, а не высмеивали недостатки внешности, как когда-то это делали ее одноклассники.

Один из социалистов понравился 19-летней Розе Люксембург не только как талантливый пропагандист. Эмигрант из Литвы Ян Тышка был умен и невозможно красив. Для Розы он стал настоящим кумиром. Она решилась рассказать ему о своих чувствах и даже поклялась, что бросит революционную деятельность и станет домохозяйкой, лишь бы быть рядом с ним. В ответ на эти наивные слова Тышка рассмеялся и сказал, что брак - пережиток прошлого. Однако ему льстила слепая преданность молоденькой женщины, которую так уважали социал-демократы. И он снизошел до маленькой некрасивой поклонницы, правда, не обременяя себя никакими обещаниями. Розе понадобилось шестнадцать лет ревности и страданий, прежде чем она решилась разорвать эту связь.

Новым увлечением 36-летней Розы Люксембург стал... 22-летний Константин Цеткин, сын ее подруги и соратницы Клары Цеткин, что впервые вызвало размолвку подруг. Несмотря на разницу в возрасте, их роман длился много лет.

За равенство полов

Клара Цеткин и Роза Люксембург возобновили свою дружбу много лет спустя, когда обе вновь стали одинокими и решили посвятить себя политике. Однажды они прочитали работы молодого марксиста Владимира Ульянова, которые их поразили. Дамы захотели лично встретиться с ним и отправились в Петербург. Но в пути подруг ограбили. Не представляя, что делать дальше, они зашли в трактир, где увидели играющих в карты мужчин.

Клара превосходно играла в карты и решила подзаработать денег. Но мужчины только ее высмеяли, заявив, что бабье дело - рожать детей и доить коров. Всю ночь идейные соратницы, возмущенные мужским шовинизмом, перекраивали раздобытый мужской костюм и изготавливали из обрезанного локона Розы усы и бакенбарды.

На следующий день Клара, переодетая мужчиной, обыграла картежников на очень крупную по тем временам сумму - 1200 рублей. Женщины легко добрались до Петербурга, познакомились с Ульяновым и с тех пор часто бывали в России.

Свою жизнь Роза и Клара посвятили борьбе за права женщин. На собраниях Цеткин и Люксембург обсуждали вопросы брака и интимной стороны супружеской жизни, рассказывали о теории Фрейда. Будучи женщинами до кончиков ногтей, они всегда осуждали террор и кровавую бойню. За резкие выпады против войны с Россией Розу Люксембург неоднократно арестовывали.

Последний раз это случилось в 1919 году, когда после допроса в отеле «Эден» ее избили прикладами конвоиры. Устав издеваться над несчастной женщиной, солдаты выстрелили ей в висок и сбросили тело в Ланверский канал, где его обнаружили только несколько месяцев спустя.

Клара Цеткин пережила свою подругу Розу Люксембург на 14 лет. Она была членом коммунистической партии Германии и открыто выступала против фашизма, за что регулярно отправлялась в ссылки. Став инвалидом и практически ослепнув. Цеткин не отказалась от политики. Она много работала, посвящая время написанию публицистических статей.

Клара Цеткин собиралась написать биографию своей подруги Розы Люксембург и свою автобиографию, но не успела. Привыкнув рассчитывать на собственные силы и считая неуместным пользоваться услугами секретаря, Клара писала и писала, торопясь изложить свои идеи, Иногда чернила кончались, но слепая женщина продолжала уже сухим пером выводить страницу за страницей...

Клара Цеткин много времени проводила в России, поддерживала дружеские отношения с Лениным и Крупской. Здесь же она обрела свое последнее пристанище. Цеткин скончалась в 1933 году под Москвой. В последние годы она часто вспоминала Розу. Очевидцы говорят, что перед самой смертью Клара даже звала свою подругу по имени.

Никто из близких не мог предполагать, да и сама Клара Цеткин не знала, что станет известным активным политическим деятелем и видным революционером. Надеясь стать учителем как и отец, Клара отправилась учиться в частный пансион в Лейпциге. В свои студенческие годы, она встретилась с группой русских студентов-эмигрантов, которые познакомили ее со своими социалистическими взглядами. Там же она познакомилась со своим будущим гражданским мужем российским революционером Осипом Цеткин, сбежавшим в Лейцпиг отпреследования со стороны российских властей. Идеи социализма настолько заинтересовали Клару, что она с огромным энтузиазмом стала изучать теорию социализма и начинает свою политическую деятельность.

Клара Цеткин вступает в ряды немецкого рабочего движения в тяжелый период борьбы, когда Бисмарк попытался путем террора, «исключительного закона против социалистов», уничтожить социализм в рядах рабочего класса. Осип Цеткин был выслан из Германии за участие в нелегальном собрании, Клара тоже уезжает из Германии в Швейцарию. В Цюрихеона занимается деятельностью, после которой Цеткин смогла занять руководящее место в немецком рабочем движении - она переправляла нелегальную газету «Социал-демократ» в Германию.



Начало женского движения


После переезда в Париж к своему мужу Осипу, для Клары Цеткин начались трудные годы ее жизни: муж был серьезно болен и лишь публиковался за гроши в левых газетах, Клара давала уроки и стирала бельё у богатых, одна обеспечивала двоих детей и мужа-инвалида. Именно в этот период у Клары Цеткин возникла идея посвятить все силы развитию международного пролетарcкого женского движения.На собрании Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже она выступает с речью о роли женщин в революционной борьбе. Возникает международное пролетарское женское движение, рассматриваемое как часть общей борьбы рабочего класса.

После смерти мужа, Клара Цеткин смогла вернуться в Германию только после отмены Исключительного закона в 1890 году, где продолжила свою деятельность. Она представляла левое крыло СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), становится редактором газеты СДПГ для женщин «Равенство». Клара Цеткин взяла на себя руководство социал-демократической работой среди женщин Германии и решительно требовала вовлечения женщин в классовую борьбу, участвовала в борьбе женщин за равные права, в том числе за смягчение трудового законодательства для женщин и предоставление всеобщего избирательного права. Теперь Клара Цеткин - известная женщина-революционер, авторитетный политический и общественный деятель.

В жизни Клары было место не только для социального усовершенствования мира, но и для любви и дружбы, так, дружба с В.Лениным и Н.Крупской способствовала тому, что Клара Цеткин больше времени проводит в Советском Союзе.

Роза Люксембург



Как и Клара Цеткин, Роза Люксембург ещё во время учёбы занялась революционной деятельностью. В Варшаве она увлеклась модными в то время социал-демократическими идеями. Скрываясь от преследований полиции, Роза Люксембург переехала в Швейцарию. В Цюрихе Роза изучала марксистскую литературу, участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, положившего начало революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против национализма Польской социалистической партии (ППС) и встретилась с социалистом-эмигрантом Лео Йогихесом, которым увлеклась.



После успешной защиты диссертации«Промышленное развитие Польши» в Цюрихском университете, к Розе пришла известность и признание. Роза стала одним из основателей социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы, а также руководила её печатным органом «Справа роботнича». Руководительгруппы «Интернационал», Роза Люксембург проводила заседания, на одном из которых произвела впечатление на своего будущего возлюбленного Константина Цеткин. После пяти лет бурного романа Костя решил порвать отношения.

Решив посвятить себя теперь только политике, Роза Люксембург продолжала свою преподавательскую деятельность, писала статьи. Была знакома с Лениным, Плехановым, Бебелем, Жоресом. Многократно сидела в тюрьмах.

Что их объединяло?



Прежде всего общее дело. Революционерки, яркие представительницы социал-демократических идей, почитательницы учения Карла Маркса боролись за права женщин. Они вместе руководили женским отделением, созданным при СДПГ. На собраниях Цеткин и Люксембург обсуждали вопросы, касающиеся брака и интимной стороны супружеской жизни, рассказывали о теории Фрейда, осуждали террор.

Клара Цеткин и Роза Люксембург были не только коллегами. Их связывали дружеские отношения . Разница в возрасте (Клара была старше Розы на 14 лет) никак не повлияла на построение теплых и доверительных отношений. Их дружба началась тогда, когда Роза Люксембург только переехала в Германию и стала своей для немецких социалистов.

Забавная история

Наверное, многие слышали про то, как Клара Цеткин и Роза Люксембург, захотели встретиться с Лениным, чтобы обсудить женский вопрос в свете революционного переустройства мира, и отправились в сибирское село Шушенское. На обратном пути у них закончились деньги. Так как Клара отлично играла в карты (этому ее научил отец), они зашли в трактир и Цеткин предложила игрокам сыграть с ними. Мужчины ее осмеяли: «Не бабье это дело играть в карты. Бабье дело — варить щи, рожать детей да доить коров!» . Утром в головы дам пришла идея: Клару переодели в мужской костюм, наклеили усы и отправили в трактир. Выигрыш составил 1200 рублей - большая по тем временам сумма.

И з-за того, что у Розы Люксембург начался роман с сыном Клары Цеткин (Розе на тот момент было 36 лет, Константину -22 года) подруги перестали общаться. После того, как от Цеткин и Люксембург ушли мужчины, подруги возобновили свои отношения. На 14 лет пережила свою подругу Клара Цеткин. Несмотря на то, что Цеткин не могла хорошо видеть, она собиралась написать биографию своей подруги Розы Люксембург, Карла Либкнехта и свою автобиографию.

Международный женский день

8 июля - день, когда Клара Цеткин выиграла в карты, переодевшись в мужчину. Цеткин и Люксембург решили, что эта дата должна быть днем всех женщин в борьбе за равноправие. На очередной конференции социалисток эта идея была отвергнута, так как нельзя день выигрыша в карты делать женским праздником. Было решено, что праздник должен отмечаться 8 марта в честь непреклонной восьмой Марты из одного немецкого предания: в средние века господин имел право первой ночи. Его подданные девушки, прежде чем выйти замуж, должны были посетить его опочивальню. В одном графстве одновременно состоялось восемь свадеб, и всех невест звали Мартами. Семь девушек безропотно приходили в опочивальню графа, а восьмая Марта отказалась. Ее насильно привели к господину. Оставшись наедине, она выхватила из складок платья нож и убила графа. Выбравшись из замка, она прибежала к своему любимому и все рассказала. Они покинули это графство, поженились. Жили долго и счастливо.

Начальное название праздника - День международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Сейчас этот прекрасный праздник называется просто - Международный женский день, который не носит политического характера.

Олеся Юрьева

Мне нравится

Понравилась статья? Поделитесь ей